Как построить личные границы со свекровью?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, начну с начала. Мы поженились с мужем 15 лет назад. Муж жил с мамой в старом немецком частном доме на две семьи с придомовой территорией ( садом). Когда мы поженились, свекровь купила однокомнатную квартиру и начала ее сдавать чужим людям. Я категорически не хотела с ней жить и мы несколько месяцев снимали квартиру. Когда с финансами стало ее очень, мы переехали жить к моим родителям. Через год муж уговорил маму переехать в свою однокомнатную квартиру и мы заехали в дом. Я и мои родители взяли кредит и начали делать капитальный ремонта. Поменяли окна, батареи, установили газовый котёл и т.д. Обустроили придомовую территорию, посадили газон, цветы, сделали дорожки. Все это время свекровь контролировала процесс и давала свои советы. Мы с мужем очень хотели детей, но я не могла забеременеть. Через 4 года у нас случилось чудо, я родила сына. Все это время ко мне приезжала моя мама, помогала с малышом, свекровь появлялась очень редко. Она приходила в сад и копалась там. Через 5 лет я родила дочку. Все это время свекровь позволяла себе приходить к нам в дом без приглашения, не для того, чтобы помочь, а чтобы попить чай. Однажды я сказала ей, чтобы она прекратила приходить без приглашения и у нас был большой скандал. Она начала обвинять меня, что я ей обязана тем, что живу в этом доме и она будет приходить сюда тогда, когда хочет она! Началась ежедневная моральная травля. Она начала приходить каждый день, стучала и звонила в двери, окна… я не открывала, делала вид, что меня нет. Пыталась через мужа объяснить, что так продолжаться не может, что это меня душит. Он неумелости ко раз разговаривал с мамой, но ее не переубедить. Сейчас она редко стучится в двери, но она практически каждый день приходит в сад. Она сидит в беседке, купается в бассейне ( который мы поставили для детей). Мои нервы на пределе. Вчера я ей написала смс, чтобы она выбрала себе 2 дня в неделю для комфортного пребывания в саду, чтобы никого не раздражать, она не ответила и сегодня опять молча пришла…
Автор вопроса: Наталья Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Федорова Елена Анатольевна.
Здравствуйте, Наталья.
Взаимоотношения со свекровью – очень распространенная тема для обсуждений. Установить доверительный контакт, наладить общение и взаимодействие бывает сложно по ряду причин.
Я думаю, ваша причина напряженных отношений – в отвоевывании собственной территории, нарушении личных границ и невозможности установить нормальное уважительное общение друг с другом.
Смотрите, Вы описали все 15 лет брака, включив последовательные события и вклад свекрови в вашу семейную жизнь. Точнее, отсутствие помощи с ее стороны и желание приходить на вашу жилплощадь по своему усмотрению.
Сложно оценить мотивы свекрови – почему она стремится к вам приходить по собственной инициативе, невзирая на то, что ее в этом доме не ждут.
Давайте проследим цепочку событий, как я вижу из Вашего письма. В самом начале семейной жизни, испытывая трудности с жильем и финансами, Ваш муж уговорил свою мать «переехать в свою однокомнатную квартиру». Было ли в этом желание самой матери, если ее пришлось уговаривать? Как она реагировала при этом? Не восприняла ли свой переезд как вынужденную меру, не испытывая желания переезжать? Это важный нюанс, с которого, на мой взгляд, и началось недопонимание. В этом месте никто не учитывал ее желание, решение было принято под давлением - может, вся причина как раз в этом?
Возможно, свекровь считает это жилье своим, может быть, ее привлекает именно участок рядом с домом, на котором можно отдохнуть/покопаться в саду, облагородить его? Это Вы тоже не указываете – что именно ее так привлекает в вашем доме, почему ее визиты так часты.
Моя версия – она считает этот дом (участок-сад) своим, поэтому отстаивает свое право приходить, когда захочется. Да, при этом нарушая Ваши границы, не принимая в расчет ваши желания и стремление жить обособленно своей семьей, без частых гостей. Возможно, ей просто хочется внимания, ведь, скорее всего, она уже в возрасте.
Что со всем этим делать Вам, чтобы сохранить свое эмоциональное состояние, не чувствовать постоянного присутствия «гостя», не напрягаться?
Можно и дальше продолжать противостоять желаниям свекрови, отстаивать свое право быть хозяйкой в своем доме, сопротивляться ее приходам, ограничивая возможность входить в дом, предлагать (в качестве сомнительного "компромисса") строго определенное время и рамки ее визитов. Только, как я думаю, чем сильнее будет противостояние, тем сильнее продолжится натиск. Конфронтация, столкновение, ссора – вполне прогнозируемый результат такого поведения.
Мне интересно, что станет, если предоставить ей полную возможность приходить, когда вздумается, прямо дружелюбно и гостеприимно предложив ей: «мама, мы ждем Вас в любое время, когда захочется прийти – милости просим!». Это даже интересно, провести такой поведенческий эксперимент и посмотреть – что будет?
Если объяснить с точки зрения психологии, борьба за идею и соблюдение каких-либо принципов иногда настолько поглощают человека, что становятся неким смыслом жизни, видом деятельности, ежедневной задачей. Когда исчезает причина для такой борьбы, когда становится незачем противостоять, поступить вопреки – этот смысл разрушается, теряет свое основание. Таким образом, потребность противостоять и добиваться, идти «наперекор судьбе» постепенно (а может, и сразу) угасает. Человеку становится неинтересно «бороться с ветряными мельницами», потому как пропадает основание для столкновений и борьбы.
Я бы попробовала такой способ, он вполне может повлиять на поведение свекрови. Да и Вы сможете на время отпустить ситуацию, становясь наблюдателем за событиями, не участвуя в этой истории, предоставив матери мужа полную свободу действий.
Если выберете такую тактику – поделитесь, пожалуйста, какой получился результат.
Наталья, я желаю лично Вам в этой ситуации попробовать сместиться с позиции активного участника конфронтации на позицию стороннего наблюдателя, переключиться на обычные повседневные дела, воспринимать присутствие свекрови как норму, не перестраивать свою деятельность в зависимости от ее присутствия, возвращать себя в «здесь и сейчас».