К нам прилетела старшая сестра и начала устанавливать правила в моем доме.

Вопрос психологу:
Добрый день. Мне очень нужен вас совет. Немного расскажу вкратце. Моя мама умерла около года назад, и нас осталось 3 сёстры. Я 23 года, старшая сестра 24, и младшей 10. Я с старшей сестрой была всегда в хороших и дружеских отношениях. Наш отец не захотел брать ответственность за младшую сестру, поэтому мы взяли ее к себе. Ее образ жизни, это всегда движение и путешествия, а я остановилась и на данный момент и проживаю за границей, и естественно младшая сестра со мной, так как это более стабильно, плюс у неё сейчас учеба. Возникла такая ситуация, две недели назад к нам прилетела старшая сестра и начала устанавливать правила в моем доме. Мол тут не шумите, там закрывайте, это не используете и тд…. Я как бы проглотила это, ну человек такой перфекционист, да и я не люблю ссоры и семейные скандалы, поэтому мне проще согласиться и отступить. Пару дней назад она начала считать деньги и спрашивать с меня каждую копейку. Допустим, мы заказали покушать из ресторана и за еду младшей сестры она сказала, что будем делить пополам. И таких моментов было уже несколько раз. Я удивилась, потому что до этого моя младшая сестра жила со мной и все ее прихоти, одежду, продукты оплачивала я самостоятельно, без помощи старшей сестры. А тут она приезжает, живет в моей квартире, ест мои продукты и устанавливает свои правила, ещё и деньги берет с меня. Мне кажется, у меня голова кругом или я не права ? Но очевидно, она видит что мне неприятно и как будто наслаждается этим. Помогите пожалуйста советом…
Автор вопроса: Диана Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Чугунова Светлана Леонидовна.
Добрый день, Диана!
Вы абсолютно правы и то что вам это не нравится это нормально, ведь человек приехал на ВАШУ территорию, устанавливает свои правила на вашей территории и это в корне неправильно. Но откуда ей знать, что вам это не нравится, вы ведь молчите, вы не хотите ругаться, но с чего вы взяли, что обязательно должна быть ссора. Вы ведь даже не попробовали сказать своей старшей сестре прямо. Человек вас проверяет на прочность, нарушая ваши границы и понимает, что с вами так можно, а дальше больше, как правило. Вспомните сказку про зайчика и лисичку и их избушки. У лисы была избушка ледяная, у зайчика лубяная. Пришла весна избушка у лисы растаяла, и попросилась лиса к зайчику пожить, а потом его же из дома и выгнала. Так вот вам прежде всего надо четко озвучить свои правила, и это можно сделать без скандалов и ссор. Но, а если все-таки человек вас не услышит и будет обижаться, вам надо принять его мнение и не бояться, что у вас испортятся отношения. Дело в том, что если вы будете молчать и терпеть недопустимое отношение вашей сестры, то ваши отношения от этого крепче тоже не станут, а вот если вы четко поставите границы дозволенного и ваша сестра услышит и примет ваши требования, то всем станет легче и веселее жить рядом друг с другом. Поэтому вам надо четко сформулировать сначала те условия совместного проживания, финансовые траты, условия воспитания вашей младшей сестры. А потом выйти на откровенный разговор с вашей старшей сестрой. Вам надо донести до нее, что у вас есть полное право на уважительное отношение к себе, право на то, что вы не обязаны отчитываться перед кем-то ни было о своих поступках и желаниях, вы имеете право сказать «нет» тому что вам не нравится. И самое главное не испытывать при этом чувства вины. Вам не за что себя винить, вы ничего такого не сделали. Не надо ни в коем случае расстраиваться, не надо быть агрессивной, слушайте себя, отслеживайте свое состояние, включайте осознанность и контролируйте ситуацию. Будьте последовательны и настойчивы в своих требованиях соблюдать ваши правила. Но иногда не следует говорить, о чем то, а сразу говорить «нет». Вы должны четко проговорить что у вас в доме допустимо, а чего вы конкретно не допустите ни при каких обстоятельствах. Все может быть, что ваша сестра или согласится с вами или нет. Но вы должны понять и принять тот факт, что она такая какая есть и что маловероятно меняться она не захочет. Не в вашей власти изменить ее. Это может произойти только если она этого захочет сама. Поэтому объяснить новые правила общения у вас дома и сделать это так, чтобы вас поняли – это ваша и только ваша задача. Заранее подумайте, в чем вы готовы пойти на уступки. И старайтесь стоять на своем. И может быть со стороны вашей сестры или уход в обиду или агрессию. К этому надо быть готовым. Может быть это будет скандал, а может быть в ход пойдут игнорирование и молчание со стороны сестры. Это надо пережить. И постараться не идти на уступки. Так как это своего рода манипуляция, с помощью которой над вами хотят взять вверх, и чтобы все оставалось как было. Попробуйте взять паузу в общении, а потом постарайтесь все-таки донести свои требования по соблюдению правил на ВАШЕЙ территории. Вы взрослый и самостоятельный человек, поэтому вам дано право выбирать продолжать ли общение с вашей сестрой, это нормально сократить общение или вообще его прекратить. Но думаю, что у вас получится решить безболезненно и выстроить правильные границы между вами и вашей сестрой. Удачи вам!