Страх осуждения. Неприятие собственной внешности. Чувство давления со стороны общества.

Вопрос психологу:
Не понимаю , когда именно я так изменилась и стала такой . Я очень общительный, инфантильный и эмоциональный человек со знакомыми и совершенно теряюсь рядом с незнакомыми( становлюсь тихоней и пай девочкой) . Не могу попросить о помощи, попросить подвинуться и пропустить меня в метро ( могу проехать свою остановку), позвонить по телефону , узнать время на улице, даже сходить в магазин, купить что-то в ларьке, купить проездной у кондуктора- все это для меня является большой проблемой. Я чувствую что меня могут обидеть. Только дома я чувствую себя в безопасности. Постоянно нервничаю когда выхожу на улицу , не знаю куда себя деть. Испытываю чувство неприязни к себе , за то что не могу быть нормальной, не могу быть самостоятельной, не могу быть красивой, за то что меня не любят.
С детства у меня были странные отношения с отцом , он постоянно ругал меня. Я настолько его боялась , что когда мне было 6 лет , специально описалась , лишь бы отвлечь его от меня , лишь бы он меня не ругал. После его смерти , почувствовала облегчение. Когда была маленькая , мама брала меня с собой на работу , ее коллеги любили меня , и мне казалось это правильным. Потом произошёл случай с мои двоюродным племянником( мне тогда было 5, а ему 12), я не помню как до такого дошло , но он трогал меня , там где не должен был , мне казалось это нормально, но он все рассказал своей матери и выставил все так , будто это я к нему приставала, а он просто терпел меня . Его отец и мать позвали меня поговорить и сказали , что нельзя никому показывать сокровенные части своего тела, я ждала , что они будут осуждать его , я ждала , что за меня заступятся, но этого не произошло. Я почувствовала стыд и предательство .
Моя мама любила меня, но почему то не видела , как я мучаюсь , и никогда не говорила со мной о поведении отца , о переходном возрасте, о том случае с двоюродным племянником(о котором ей рассказала моя тётя , как я потом узнала)
Когда я выросла , я стала сильно отличаться от своих сверстников ( меня можно было назвать странной ) , я поправилась и стала комплексовать из-за своей внешности, из-за издёвок одноклассников, знакомых, которые со мной занимались на плавании, курсах, те кто был со мной в лагере, школе, университете. Я могла все лето ходить в плаще ( иногда даже в шарфе ) в жару , лишь бы никто не видел моих толстых рук, спины т.д.
Многие мальчики/парни издевались над моей любовью, я всегда влюблялась в самых популярных и недоступных, первая признавалась и получала «отворот поворот».
Дружила всегда с самыми красивыми и популярными девочками , всегда хотела быть такой какой как они (при этом быть особенной).
В университете не могла отказать кому то в помощи , даже если совершенно не хотелось этого делать (хотела всем нравится, быть нужной). После университета я привела себя в форму, стала чаще гулять( вбила себе в голову , что только красивые и стройные добиваются любви и успеха в жизни , только на таких обращают внимание) , но давление общества , боязнь не понравится , боязнь осуждения ( слишком громко говорю у себя в квартире , и мне кажется что, соседи будут на меня жаловаться), боязнь общения с людьми , никуда не делась. Если будет выбор позвонит в скорую или терпеть , я выберу терпеть до конца , лишь бы не пришлось звонить. Мне всего 22 , я чувствую как тону в этом болоте , не знаю что делать. Хочу выйти на улицу и не думать о мнении других , о том как на меня смотрят , осуждают ли. Мне хочется просто расслабиться. Хочется найти парня или просто понравится кому-то взаимно. Я читаю много книг о настоящей любви и верю в неё , но из-за комплексов найти любовь почти невозможно. С чего мне начать? Что пошло в моей жизни не так , что на меня повлияло ? Что мне делать ?
Автор вопроса: Lovery Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Нестерчук Наталья Валерьевна.
Здравствуйте, Lovery!
Состояние, которое Вы описываете похоже на социофобию. И причинами её вероятно являются те травмирующие события, которые Вы пережили в детстве и в подростковом возрасте.
Самым первым источником формирования Вашей самооценки были родители. Отец, который «постоянно ругал» Вас, и мама, которая проявила недоверие к Вам в той мерзкой ситуации с племянником, где Вы рассчитывали на поддержку и защиту от самого близкого человека и не получили их. Отсюда и стало накапливаться недоверие к другим, сначала к очень значимым, а затем и менее значимым людям, к себе самой. По первости, это могло быть неосознанно, а затем, как по нарастающей – довольно сознательно. Ведь сейчас, в 22 года, Вы уже понимаете, что что-то с Вами не так. Это стало беспокоить Вас. И я рада, что Вы смогли высказать это в письме, проявить смелость сказать о несправедливом отношении к себе. Это уже говорит о том, что Вы НЕ БЕЗРАЗЛИЧНЫ К САМОЙ СЕБЕ! Ваша душа пытается «выздороветь» от этой болезненной ситуации и стать счастливой.
Так часто бывает, что мы можем попадать в ситуации, где нас обвиняют в том, чего мы не совершали, и что бы мы ни говорили, как бы не пытались себя оправдать, защитить своё «Я», - в глазах окружающих это выглядит неправдоподобно, нам не верят. Говорят: «Если оправдываешься – значит виноват!». И всё тут… Даже самые близкие отворачиваются от нас в этот тяжёлый момент «оговора», «клеветы», и предпочитают верить другим или в «свою правду». Поэтому, со временем, попытки доказать что-либо обратное другим сходят на нет. Просто от бессилия и нежелания. И человек просто замыкается в себе, становясь отшельником и одиночкой, избегая социальных контактов, общаясь с родными, которые когда-то не поверили Вам, как бы делая вид доброжелательного поведения, что «всё хорошо», или принимая себя за того, кем Вас видят, играя эту навязанную роль, постепенно теряя себя…
Насчёт родителей могу сказать, что их не учили нигде как правильно воспитывать детей. Ваши родители, ещё будучи детьми, запечатлели определённую модель поведения от их отцов и матерей (каждый в своей семье) или тех, кто принимал участие в их воспитании. Если Вас ругал отец, то, вероятно, и его в детстве ругали Ваши дедушка или бабушка. И это воспринималось им за норму поведения, что «так надо», что «так правильно», «не поругаешь – из ребёнка ничего толкового не вырастет». Эти ложные убеждения прорастают своими корнями в личность человека и накрепко там поселяются, тем самым нанося часто непоправимый ущерб на психику ребёнка. Простите искренне, от всего сердца Вашему отцу и маме, что они не были достаточно любящими и надёжными, не были «тем безопасным берегом, где бы Вы всегда чувствовали себя защищённой и умиротворённой». У Ваших родителей, вероятно, тоже этого не было. Поэтому они и не могли Вам дать то, что хотелось бы. Они сами нуждались и нуждаются в любви и поддержке.
А насчёт племянника могу сказать, что в 12 лет начинается пубертатный период, подростковый период, период полового созревания. И у такого подростка больше вероятности проявления интереса к сексуальности, чем у ребёнка в 5-тилетнем возрасте. В 5 лет – в основном преобладает игровая деятельность нежели сексуальная. Да, в детских садах некоторые мальчики и девочки трогают друг друга, но это делается с целью опознания своего тела и отличия от противоположного пола, так сказать самоидентификация. Поэтому я склонна больше верить тому, что Вы не могли проявлять какой-либо интерес к своему родственнику. Вы были маленькой, беззащитной девочкой, которой воспользовался более взрослый ребёнок. Но так как правду сказать страшно, то легче повесить вину на того, кто не сможет себя защитить, на более слабого, ведь маленькому ребёнку всё простят и забудут. А взрослому – не всегда.
Вы знаете, что на Вас нет такого греха, и не доказывайте больше никому, что Вы не виноваты. Не тратьте силы и время.
Издёвки сверстников, всякие насмешки над Вашей внешностью или чем-то ещё возникают в виду сниженной самооценки и сформировавшегося конформного поведения.
Ваше убеждение, «что только красивые и стройные добиваются любви и успеха в жизни, только на таких обращают внимание», тоже из серии «выслуживания любви». Успех, признание, внимание и любовь других приходит к тем, кто сам «любит, уважает и принимает себя в разуме, душе и теле». А вовсе не к самым красивым и стройным. Есть и некрасивые, и полные люди, но излучающие собой энергию доброты, уверенности, чувство юмора, харизму, обаятельность. И с ними очень приятно общаться. А есть красивые, стройные люди, но холодные внутри, озлобленные на весь мир, самовлюблённые, иногда подлые и высокомерные, общение с которыми просто отталкивает. И никакая внешняя красота не вызывает восхищения.
Поэтому, я бы рекомендовала Вам принять с полной ответственностью всю ситуацию, что с Вами происходит сейчас. И несмотря на это сказать себе: «Я люблю, принимаю и уважаю себя такой, какая я есть!» Вы скажете, что это не так. Однако попробуйте, даже если Вы не испытываете сейчас этого к себе. Всё, чем Вы восхищаетесь в других – есть и в Вас самой. Иначе бы Вы этого не заметили в них. Выпишите на листок бумаги все качества, которые Вы любите в других, всё, что Вам нравится. Посмотрите на этот список. Всё написанное – это Ваша «теневая» сторона личности, которую Вы избегаете, прячете от себя самой и других. Даже у самых безупречных людей есть недостатки, которые они тщательно скрывают от всех. Разрешите себе БЫТЬ, разрешите себе заявить о себе миру. Вы есть! А значит это Неслучайно!
И если Вам нужно спросить время на улице – тренируйтесь, спрашивайте. Без тренировок не будет и результата. Можно тренироваться дома сначала, перед зеркалом. Затем – на улице. «За спрос – не бьют в нос!» Если кто-то буркнет Вам что-то неприятное, не воспринимайте это на свой счёт (мало ли о чём думал человек, когда встретил Вас, может он вообще не любит разговаривать с людьми), скажите «спасибо вам» и пробуйте дальше. То же самое и с проездом в общественном транспорте. Люди, которые с Вами куда-то едут, не знают, что Вам нужно выходить. Они же не экстрасенсы. Ну или не все из них. :) Пока Вы не заявите о своих желаниях – никто и «не подвинется». У каждого свои мысли, дела, которые они прокручивают в голове. Поэтому, зачастую, им наплевать кто с ними рядом едет, нет никакого дела и до тех, кто попадается по пути, во что он одет, обут и так далее.
Как в рекламе: «Весь мир – твой подиум!». Слышали такое. Что о Вас подумают или скажут – это их дело, это не должно влиять на Вашу самооценку и те мероприятия, которые вы наметили на день. А может, Вы считаете, они могут думать: «Что она обо мне подумает или скажет, если я так-то одет(а) или что-то сказал(а) не так…» Часто людям нет дела друг до друга. Где бы Вы не находились: на учёбе, на работе, в спортивном зале, на концерте и т.п., Вы всегда будете встречать людей, которые будут смотреть на Вас, обсуждать Вас. Это делают все. Не всегда это приятно. И тем не менее ЧЕЛОВЕК – СУЩЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ. МЫ ЖИТЬ НЕ МОЖЕМ ДРУГ БЕЗ ДРУГА! «Давай обсудим Машу или Ваню, представляешь, что я узнала…». Иногда люди ничего не знают о Вас, и придумывают небылицы, потом верят в них. Это развлечение такое. Ещё есть термин такой «троллинг», когда тебя просто «травят», выживают из коллектива. Как говорится: «Зачем о себе рассказывать, если другие о тебе расскажут интереснее», ведь им лучше знать, что у тебя в душе, в голове, в сердце. Понимаете?
Важно, то, что Вы сами думаете о себе!
И публичные люди часто могут приниматься либо не приниматься обществом. Всем не угодишь! Всегда найдутся скептики. Если растрачивать себя на мнение окружающих, то у Вас не будет совсем времени заниматься собой и тем, что Вам нравится.
Если Вас что-то беспокоит по здоровью – НЕ НАДО ТЕРПЕТЬ!!! Есть специально обученные люди – врачи – которые получают за свою работу зарплату. Если Вы не обращаетесь за помощью – то Вам никто и не поможет. Это причинение себе вреда, и запущенную болезнь уже трудно вылечить. Последствия могут быть необратимы. Поэтому, если Вы желаете себе счастья и крепкого здоровья – не тяните, обращайтесь в больницу, вызывайте скорую.
А корректировать в себе то, что не устраивает всегда возможно. Для этого есть специальные тренинги, программы, индивидуальное консультирование для получения определённых навыков. Главное знать, что именно Вы хотите изменить в себе, к какому результату прийти, и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ВЫ ЭТОГО ХОТИТЕ?
Берегите себя!
С Уважением, психолог Наталья.