Как справиться с навязчивыми страхами и перестать тревожиться?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Екатерина, мне 20 лет. Я всегда была очень впечатлительной и чувствительной. Уже в детстве меня преследовали навязчивые мысли, которые, как я считала, сбудутся, если я не выполню определенные ритуалы. В целом, если не учитывать этот момент и тот факт, что я часто переживала по пустякам, период до 17 лет прошел хорошо и счастливо. Но все изменилось в старших классах школы. И вот уже чуть больше 2 лет меня беспокоят панические атаки и тревожные состояния. Одно время мне казалось, что у меня все прошло, но сейчас всё вернулось с большей силой. Так как в данный момент я учусь в университете и живу одна без родителей-это накладывает свой отпечаток на всю ситуацию. Перейду к своей главной проблеме, с которой и началась моя первая ПА: я боюсь упасть в обморок. Например, на парах в университете, в автобусе, на выступлениях перед группой людей. Этот страх меня преследует давно и я к нему привыкла, сильного дискомфорта он мне не представляет. Но с недавних пор у меня появились новые навязчивые страхи, которые сильно отравляют мне жизнь. После того как начало часто колоть в области сердца и само сердца стало пропускать удар, я панически забоялась инфаркта. После того как ночью при засыпании у меня остановилось дыхание и несколько раз днем его перехватывало, мне стало страшно, что остановится дыхание. После того как заболела голова, и немного онемело лицо, я конечно же готовилась к инсульту. Но стоит сказать, что в присутствии людей сила страха уменьшалась, так как у меня есть чёткая уверенность, что если что, меня всегда спасут и помогут. Но так как я живу одна, вечером повышается моя тревожность и мне тяжело себя успокоить. Вчера я не могла долго уснуть, так как думала, что если усну, потеряю контроль и не смогу вызвать себе скорую, чтобы предотвратить инсульт (я нашла в себе первые симптомы). По этой же причине я сто раз подходила к зеркалу и улыбалась, поднимала две руки, чтобы если что, сразу заметить отклонения. Помимо страха умереть, я периодически боюсь сойти с ума. Совсем недавно была такая ситуация: я сидела дома и внезапно включилась пожарная сигнализация. Ранее я никогда не слышала её, и потому сильно испугалась, она была ещё и очень громкой. Я в первую очередь позвонила родителям и спросила что делать. Они сказали отключить электричество. Я попробовала и это не помогло. И тут меня накрыл, жуткий панический страх, что раз она не отключается, то это всё в моей голове и вот мои первые слуховые галлюцинации. Я уже попрощалась с нормальной жизнью и представляла, что меня увезут в психиатрическую клинику. На факт того, что родители как бы тоже слышали сигнализацию, когда я с ними разговаривала по телефону, я не обратила. Поняла, что я не сумасшедшая только тогда, когда вышла в коридор, в котором тоже орала сигнализация и соседи пытались ее отключить. В связи с повышенной тревожностью я часто плачу. Радоваться я боюсь, так как есть такая навязчивая установка, что если чувствую себя счастливой, значит, скоро всё будет очень плохо. Понимаю, что нужно обратиться к специалисту, но в периоды, когда кажется, что вроде всё нормально и я себя чувствую хорошо, я думаю, что, а может и не надо никуда ходить, я же себя чувствую стабильно и вроде уже не боюсь умереть. А как только накрывает ПА, сразу же думаю, все, как только накоплю сразу же побегу к психотерапевту. Не понимаю, почему в периоды стабильного состояния я как бы внушаю себе, что мне не нужно на приём и то, что было уже прошло. Я же помню, как мне было плохо, как я паниковала. Родители уже устали каждый день успокаивать меня и выслушивать мои очередные переживания. Я понимаю, что достаю их, и меня уже раздражает вся эта ситуация, но это уже вошло в привычку. Так как в ближайшее время нет возможности сходить к психотерапевту, я не знаю, что сейчас делать, как ходить в универ, как спокойно оставаться одной дома. Как мне прийти к спокойствию и избавиться от этих страхов?
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Варфоломеева Анастасия Владимировна.
Екатерина, здравствуйте.
Конечно, я могу сказать, приходите ко мне на консультацию и за несколько встреч мы по-этапно эти страхи уберем, при этом я хочу вам дать несколько инструментов, которые помогут вам в борьбе с этими негативными состояниями.
Страхи не возникают сами по себе, пугающие картинки тоже.
Существует в сознании 2 структуры.
Осознанное и бессознательное.
Осознанное- это та часть, которая отвечает за логическое мышление, решает какие-то мелкие задачки, строит причинно-следственные связи, чему-то учится и придумывает объяснялки всему тому, что не понимает. Осознанное может контролировать 8 +- 2 объекта. Это совсем немного, это все равно, что попросить вас запомнить и повторять номер пластиковой карты, одновременно жонглируя шариками. Может быть получится, а может быть и нет.
Бессознательное- могущественная структура, способная обработать 2 млн бит информации в секунду. Отвечает за все процессы в организме: дыхание, сердцебиение, обменные процессы.
Бессознательное общается по средством образов. И страхи, картинки, которые вы видите, когда наступает страх- это сигналы бессознательного вашему осознанному.
Что что-то идет не так, это призыв обратить внимание на себя.
Я предлагаю вам сделать технику, которая поможет бороться с негативным состоянием.
Она не уберет страх, для этого нужна личная проработка.
И при этом очень хорошо поможет снизить интенсивность состояния.
Эту технику вы можете применять для работы с абсолютно любым негативом.
Для практики вам понадобятся листы бумаги, карандаши или фломастеры.
? Прикройте глаза, сконцентрируйтесь и подумайте с чем бы вы хотели попрощаться в своей жизни. Что вам мешает? Что вас останавливает? Что тянет из вас силы? От чего бы вы хотели избавиться?
? На вдохе как будто бы собирайте, концентрируйте и поднимайте наверх весь негатив, который есть внутри вас. Ищите весь негатив во всех частях тела, даже самых неочевидных. Наши страхи, установки, убеждения прячутся по всему телу и живут не только в голове. Можете визуализировать, будто какая-то грязь собирается и поднимается внутри вас. Поднимайте и концентрируйте её в области ключиц. Выдох должен быть естественным. На нём не концентрируемся.
? Теперь представьте, что этот негатив начинает спускаться от ключиц в вашу руку. Глаза всё ещё закрыты. Если вы правша — спускайте негатив по левой руке в левую ладонь. Если левша, наоборот, по правой руке в правую ладонь. Визуализируйте, как чёрная масса полностью скапливается в ладони, не оставляйте ничего в области ключиц. Дайте себе время на это. Не торопитесь.
? Как только почувствуете, что весь негатив сосредоточился в ладони, открывайте глаза и берите в эту руку карандаш/фломастер того цвета, с которым ассоциируется негатив. Представьте, что теперь негатив перетекает в карандаш/фломастер.
? Возьмите лист бумаги и изобразите негатив в центре. Образы могут быть самыми разными — всё, что приходит в голову. Может быть, клякса, линии, фигуры, чёркание — что угодно. Потратьте на изображение минуту – полторы. Рисунок не должен занимать больше 1/5 –1/4 листа. Ещё раз, рисуем той рукой, в которую собирали негатив. Во время работы представляйте, как негатив переходит из руки на бумагу через карандаш/фломастер. Он больше не часть вас, больше не беспокоит, не тревожит. Осознавайте, какую серьёзную очищающую работу вы совершаете в моменте. Можете проговаривать про себя: «Я освобождаюсь от…», «Я избавляюсь от…». Делая последние штрихи, вложите всю силу эмоций, визуализируйте, что отдаёте бумаге всё до капли. Ничего не оставляйте себе. Очиститься должен даже карандаш!
? Переходим к следующему шагу. Теперь нам нужно ограничить этот негатив. Чтобы он вас больше не беспокоил. Берём карандаш/фломастер любого цвета и как будто стенами окружаем этот образ со всех сторон. Руку не меняйте. Потратьте на этот шаг 2–3 минуты. Вкладывайте в этот процесс мысли, что вы запечатываете, закрываете, заключаете негатив. Словно толстыми бетонными стенами отделяете его от себя и своей жизни. Чувствуйте, что он больше не относится к вам и не влияет на вашу жизнь.
? Снова закрываем глаза. Теперь мы ищем у себя внутри состояния счастья, радости, любви к себе и к миру вокруг. Ваша цель – искусственно создать себе позитивные эмоции. Если сегодня нет особых причин для радости, вы устали или грустите – натяните улыбку в прямом смысле слова. Настроение будет улучшаться уже только от этого простого действия. Поднимите всё хорошее, что есть внутри вас. Можете сделать что-то приятное для тела: покачаться, потянуться, подвигаться.
? Повторяем шаг 2, но теперь на вдохе собираем и поднимаем все позитивные эмоции и чувства. Снова собираем в районе ключицы. Ищем в каждой клеточке тела, поднимаем все светлые, добрые, счастливые моменты.
? Визуализируем, как позитив перетекает в вашу «рабочую» руку: для правшей – правую, для левшей – левую. Отправьте туда мощный поток радости, счастья, любви, веселья и любых других положительных эмоций, которые хотите. Собирайте всю энергию в ладони. Можете проговаривать, например, «Своей рукой я создаю счастье» или «Своим телом и головой я творю счастье». Настройтесь на эти эмоции и поймайте волну ощущения, что именно вы создатель и творец своего счастья, своей лучшей жизни.
? Открывайте глаза, берите в эту руку цвет, который нравится и отобразите вокруг стены, окружающей негатив, то, что ассоциируется у вас со счастьем. Образы снова могут быть самыми разными. Цвета можно менять. Всё зависит от вашей фантазии и художественных способностей. Рисуя, осознавайте и думайте о том, что всё, что вас беспокоило и волновало остаётся внутри рамки и перекрывается светлым, добрым и радостным. Негативное отжило своё и не имеет смысла. Эти программы больше не нужны вам для успешной жизни. Концентрируйтесь на том, что прямо сейчас, в моменте вы создаёте счастье для себя и для окружающего мира. Не анализируйте свои действия, отдайтесь состоянию потока. Уделите этому процессу столько времени, сколько хотите. Завершая, максимально сконцентрируйтесь на мысли, что в данный момент вы увеличивайте счастье в своей жизни в разы! Последние штрихи — самые важные. Вложите в них максимум эмоций и смысла.
Что делать с рисунком по окончании практики — решать вам. Можете сохранить, можете выкинуть.