Депрессия или же ОКР? Как справиться?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Анна. Мне 21 год. Я чувствую апатию и подавленность в последнее время и мне становится сложно справляться с этим. А началось все с навязчивых мыслей и ритуалов... Мысли что я своими мыслями могу причинить вред дорогим мне людям просто не дает мне покоя... Это ужасно для меня. Сейчас я очень хочу учиться и выполнять учебные задания но я не могу, у меня будто нет сил и я не могу заставить себя сделать это... И я не знаю что со мной происходит. Такого еще не было, я всегда умела справиться со своей ленью, но здесь наверное не лень... Я ревную своего молодого человека, все бывшие бросили меня из за моей ревности и подозрительности... А еще родители меня не поддерживают. Я слышу лишь оскорбления в свой адрес о том, какая я глупая и "тебя нужно сдать в психушку" и т.д. Ведь из за душевной боли я стала царапать себе руки... Делаю я это для того, чтобы дорогие мне люди увидели насколько же мне плохо... Но это ничего не действует... Сейчас я учусь заочно на любимой для меня специальности и я испытываю дикое желание учиться, но чувствую что что-то мне мешает и мне тяжело подняться и что-то делать. Я могу заниматься бесполезными вещами. Я работаю на нелюбимой работе - я не могу больше приходить туда каждый день и мечтаю о дне, когда я буду свободна. Почему я не могу сейчас сменить работу? - у меня кредит и я живу в сельской местности, где вакансий почти нет... К тому же мне страшно уезжать от дома и жить одной, но я заметила, что когда я куда-то уезжаю мне становится спокойнее...
Автор вопроса: Анна Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Свиженко Мария Михайловна.
Здравствуйте Дорогая Анна!
Как же я понимаю Вас. Навязчивые мысли - сложный путь Вашей юности.
Но выход есть всегда! Давайте рассмотрим периодизацию развития человека.
В отечественной психологии юность - период развития человека, соответствующий переходу от подросткового периода до самостоятельной взрослой жизни. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решением задач профессионального определения и вступлением во взрослую жизнь. В юности преодолевается зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. Юность - напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций, устойчивого мировоззрения и гражданских качеств личности.
Первый взрослый возрастной кризис приблизительно соответствует 20 годам, хотя начаться он может на несколько лет раньше или позже. Как правило, он связан с тем, что человек, который еще вчера был школьником или студентом, именно в это время выходит во взрослую жизнь и на него сразу же обрушивается множество жизненных проблем. Кризис взрослеющего — это всегда некий выбор. Конфликт противоречий: плыть по течению или всё полностью изменить, быть как все или идти к своей цели наперекор правилам.
Я бы не стала думать о Вашем состоянии, опираясь только на кризис Вашего возраста, но могу предположить как на одну из предпосылок Вашего душевного состояния. Вам потребуется помощь психолога, который проработает с Вами прошлое и сделает все возможное, чтобы восстановить самооценку и изменить подход к жизни. На основе Вашего описания, дать Вам полный развёрнутый ответ невозможно.Пишите пожалуйста мне, или другому специалисту, или обратитесь очно, по Вашему ближайшему месту жительства. Очень серьезный момент Вашего состояния «царапать руки». Не делайте себе плохо. Если Дорогие Вам люди не услышали, не увидели раньше, что Вам плохо,могут не увидеть и сейчас. Мысль о том, что Вы своими мыслями можете причинить вред дорогим Вам людям - ложь. Вот то, что мысль перейдёт в поступок - это более реально. Но Вы уже приняли эту мысль однажды, акцентируя внимание на ней, и она заняла главенствующую позицию Вашего разума, вызывая невроз навязчивого состояния. Символическое сравнение - как с чёрными птицами. Пока человек их гонит вон , у них нет возможности поселиться в его голове, как только опускает руки - впускает в свою головку, тут они беспрепятственно заселяются. Так и с мыслями. Как только человек разрешает им укорениться в своём разуме, так жизнь человека трудна и невыносима.
О чувстве ревности, которое вынуждает Вас бояться, испытывать переживания, что тот, кого мы любим, может исчезнуть из нашей жизни, тоже есть необходимость в обсуждении. Это чувство заставляет думать о вымышленном человеке, который может занять наше место. Такие мысли опасны, особенно когда ревность беспочвенна. Тревога и страх, которые порождают ревность, всего лишь вымысел, основанный на низкой самооценке.
Беспочвенная ревность — это некий метод манипуляции, который напрямую связан с контролем. Когда человек убежден, что он не настолько хорош, красив, умен, что его нельзя любить и принять таким, какой он есть, он берет под контроль жизнь партнера.Человек с низкой самооценкой не может поверить, что его могут любить. Он неосознанно пытается найти угрозу, испытать партнера на верность
Как и многие психологические проблемы, ревность «вырастает» из детских травм, например, если ребенок был свидетелем измен родителей и последующих разборок взрослых. Эта ситуация остается в его памяти навсегда.
Ещё одна из причин ревности - неудачный опыт в построении длительных отношений. Если его предыдущий разрыв связан с желанием партнера, а не по его собственной инициативе, человек становится подозрительным ко всем. Навязчивый страх, что ситуация повторится вновь, неумолимо приводит человека к описываемому состоянию — он начинает необоснованно ревновать.
И теперь к небольшим рекомендациям.
Пробуйте концентрировать свои мысли не на себя. Помогите тем, кто нуждается в помощи. Их благодарность, повод Вашей радости.
Повседневное счастье состоит из мелочей: солнечного утра, осознание того, что ты можешь ходить и делать то, что тебе нравится. Мысленно отмечайте действия, которые дарят радость.Радуйтесь им и будьте благодарны судьбе за эти, казалось бы, мелочи.
Работа по душе - это счастье. Как показывает опыт, то, что Вы делаете по душе, с любовью , становится востребованным людям. Если сейчас нет такой возможности, идите к этой цели смело. Если верить и надеяться - все получится.
Также помогают дыхательные упражнения — каждый раз, когда уровень тревоги возрастает, сделайте 2−3 минуты «брюшного дыхания». Дыхательные упражнения активизируют парасимпатическую нервную систему, что способствует понижению стресса.
Аннушка, если не получится справиться самостоятельно, обращайтесь специалистам. Вашу ситуацию нужно проговорить, проработать, начиная с детства . У Вас все наладится.
Помните: рано или поздно все закончится. Как было написано на кольце царя Соломона, «все проходит, пройдет и это».