Почему танцы стали вызывать у меня устойчивое чувство стыда?

Вопрос психологу:
Мне 26 лет, в детстве меня никто не учил танцевать, меня не отдавали ни на какие танцевальные секции. В начальных классах школы на (очень редких) занятиях по танцу педагог была недовольна моей пластикой, всё я делала не так, как надо, тело сильно напрягала. На школьные дискотеки в старших классах я ходила вместе со всеми, но танцевать могла исключительно в состоянии легкого алкогольного опьянения, без алкоголя нет абсолютно никакого желания танцевать, для меня это как причина и следствие. Не сказала бы, что кто-то из одноклассников умел танцевать, все мы, по большому счету, просто активно дрыгались под музыку. Лет с семнадцати я стала ходить с подругами по ночным клубам (причем инициатором была я), но, опять же, программа стандартная: немного выпить и в клуб+ в клубе еще немного выпить. Потом мы выросли, большую часть времени стала занимать работа, на клубы уже не было ни сил, ни желания, поэтому танцы в моей жизни остались только на рабочих корпоративах. Стала замечать за собой, что после корпоративов меня несколько недель не отпускает сильное чувство стыда, хотя постыдного я абсолютно ничего не делаю, выпиваю, кушаю, танцую, в целом веду себя вполне прилично. Решила не делать то, из-за чего мне потом так мучительно плохо- не танцевать, но сидя одна на кресле в сторонке, чувствую себя еще хуже. В последний год стало твориться еще более странное- мне стало стыдно даже просто на видео смотреть на танцующих людей, почему-то хочется поскорее закрыть это видео, возникает неприятное ощущение, что двигаются они как-то странно, вульгарно, не в ритм музыке. В общем,чувство из рубрики- лучше вообще не танцевать, чем танцевать как попало) Интересует, в первую очередь, природа возникновения такой странной фобии. Если, кончено, это возможно узнать. И второй вопрос- нужно ли с этим как-то работать или оставить всё как есть? Иногда, периодически, хочется потанцевать и "высвободить энергию", но потом эти воспоминания несколько дней/недель накатывают флэшбэками.
Автор вопроса: J Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Гридин Алексей Анатольевич.
Доброго времени суток. Точную причину возникновения такой фобии, без проведения более глубокого анализа, определить по имеющейся информации достаточно не просто. Не малая часть фобий, тянется из детства. В вашем случае связанные с танцами, отрицательные эмоции возникают на фоне физических движений телом. В тексте сообщения вы упоминаете незначительные уроки танцев в начальной школе, а о том как вы чувствовали себя на уроках физкультуры совсем не пишите. Между тем, если вы не были освобождены от уроков физкультуры, то там пластика вашего тела была на виду у одноклассников. Учитель или одноклассники, могли не удачно пошутить посеяв зёрна неуверенности в себе.
Но повторюсь, это всё гадание на кофейной гуще, без прямого общения узнать первопричину не представляется возможным. Что же касается второго вопроса, о том нужно ли с этим как-то работать или оставить всё как есть, безусловно если это вызывает дискомфорт, работать с этим нужно.
Чувство стыда, чувство вины, возникает на конкретный поступок, который воспринимается как негативный. В вашем случае танцы и окружающий их контекст, воспринимается как неприемлемый.
Стыд это одна из наших эмоций, наряду с другими, и её не нужно стыдиться, силу эмоции можно научиться регулировать или заменить другой более приемлемой эмоцией, не вызывающей стойких отрицательных последствий.
Попробуйте проанализировать одну из ситуаций, когда вы были на корпоративе. Возьмите тетрадку, и подробно как в школе, опишите в виде изложения от начала до конца происходящее на корпоративе, уделяя особое внимание в какой момент и что начинали чувствовать. Постарайтесь направить ход своих мыслей на то, что все люди танцуют на вечеринках, кто то лучше, кто то хуже, обычно никто не зацикливается по этому поводу, и почему я должна это делать.
Включите видеозапись, при просмотре которой становится стыдно смотреть на танцующих людей. Просмотрите её несколько раз, обратите внимание на свою осанку в этот момент и на дыхание, следите что бы плечи были расправлены а дыхание медленным и глубоким. Так же обязательно чередуйте обстановку при просмотре данного видеоролика, если один раз просмотрели сидя на стуле перед монитором, то во второй раз просмотрите стоя, в третий раз просмотрите через смартфон находясь в другой комнате или на скамейке в парке. Подобное упражнение поможет изменить устоявшиеся нейронные связи, и взглянуть по новому на ситуацию. Дерзайте, и вас всё получится.