Как справиться с ипохондрией, канцерофобией и страхом за родных?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У меня такая проблема: я боюсь заболеть, прислушиваюсь постоянно к ощущениям в теле, гуглю эти "симптомы" (вернее сейчас уже отучаю себя от этого, а раньше делала часто), больше всего боюсь онкологических болезней (хотя в роду от этого никто не умирал, умирали от сердечной недостаточности). Боюсь я не только за себя, но и за своих близких. Если у них где-то болит, то я сразу начинаю думать о плохом. Это у меня было ещё в детстве, но когда бабушке стало плохо летом, я вообще стала как на иголках (сейчас всё хорошо), потом мне самой ещё стало плохо, и с тех пор я стала ипохондриком. Раньше я за себя не переживала, переживала только за родных. А сейчас за себя тоже переживать начала. Раньше у меня всё это было (имею виду плохое самочувствие, боли в голове и т.д), но я не думала об этом, а сейчас я прямо места себе не нахожу. Как от этого избавиться?
И ещё мне интересно, в чём дело? Почему я вдруг стала такой? В смысле, я и в детстве такой была. Допустим, сидела и думала, типа а вдруг с кем-то из близких что-то случится? И эти мысли меня очень расстраивали. Или читала про чью-то смерть от болезни, несчастного случая, или от чьих-то рук и начинала примерять это на своих близких (которые одного возраста с тем человеком и т.б). Ещё я немного боюсь смерти, вернее смерти от мучительной болезни. Раньше я наоборот хотела умереть и не боялась даже. Если что, я неверующая и боюсь не ада, а именно конца жизни, как бы.
Автор вопроса: Настя Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Рогова Маргарита Эрвиновна.
Анастасия, здравствуйте!
Меня очень заинтересовало ваше письмо.
Молодые девушки чаще всего пишут о личных отношениях, переживаниях по поводу измен, недоверия или неуверенности во взаимной любви.
А Вы фактически пишите, сами того не осознавая, о жизни и смерти, экзистенциальных вопросах, которые волнуют каждого человека, но мы об этом не думаем каждый день. Вернее, специально не думаем, потому что ежедневно нам нужно решать текущие задачи: учиться, работать, ходить в магазин, заниматься бытовыми делами, общаться, и прочее. И это нормально.
А начинаем задумываться, когда сами попадаем в неприятную ситуацию, или заболевают наши близкие, или какой-то фильм с трагическим концом нас особенно впечатлил, или в СМИ бесконечно муссируются новости о болезнях и вирусах. Вот как сейчас, в период пандемии.
Конечно, это всё выбивает из колеи, заставляет тревожиться и беспокоиться, как бы не заболели твои близкие или ты сам. И это необязательно должен быть текущий вирус. Это может быть боязнь других опасных или смертельных болезней.
Вы чувствительный человек, волнуетесь за себя и своих близких, и не хотите, чтобы кто-нибудь заболел. Вообще-то это нормальное проявление любви и заботы. Но, когда эта забота приобретает состояние тревожности, ситуация выходит из-под контроля.
Как раз то, что происходит с Вами сейчас. Вы боитесь того, чего ещё нет, и, скорее всего, никогда не произойдёт. То есть, нельзя бояться того, чего нет. Тем более, что генетически у Вас нет предрасположенности к онкологии или другим серьёзным заболеваниям.
Невозможно защититься от этого мира. Мир не безопасен, он просто так устроен, независимо от того, насколько человек «правильный и прекрасный» или «глупый и никчемный». Каждый из нас может заболеть, попасть в катастрофу, поскользнуться и сломать ногу и прочее. Мы не знаем, что будет завтра. Но, если постоянно об этом думать, можно действительно скатиться в бесконечное тревожное состояние, а так и до психического расстройства недалеко. И выход из этих тревожных состояний не так сложен.
Можно для себя составить свод правил и последовательно их соблюдать.
Например:
1. Перестать постоянно думать о любых болезнях. Сейчас я здорова, значит, беспокоиться не о чем!
2. Если я заболею, я знаю, что я буду делать. Лечиться по определённому плану, в соответствии с рекомендациями врачей. (Вы же знаете, например, что делать, когда простудились или вывихнули ногу). То есть, внутренне Вы готовы к любому испытанию.
3. В острые периоды беспокойства включать для себя несложные медитативные практики.
4. Если есть предрасположенность к определённым заболеваниям по наследству, ежегодно проходить общую диагностику организма.
5. Заняться спортом и укреплением иммунитета.
По поводу онкологии – это тоже отдельная большая тема. Онкологические больные тоже лечатся, многие очень успешно, и продолжают жить, работать и радоваться каждому дню!
По поводу смерти можно и нужно размышлять иногда, это не запретная тема.
Страх смерти есть у каждого живого существа. И любое живое существо при угрозе жизни будет защищаться, сражаться, отвоёвывать своё право на жизнь.
Но размышлять об этом может только человек. Умирать не страшно, страшно прожить свою жизнь бесполезно.
На эту тему рекомендую Вам почитать книгу психотерапевта Ирвина Ялома «Вглядываясь в солнце». Книга легко читается, предназначена для широкого круга читателей, а не только для специалистов.
А ваша общая тревожность, возможно, связана с совершенно другими вопросами. И с этим нужно разбираться.
Если остались ко мне вопросы, буду рада помочь.
Желаю Вам крепкого здоровья и удачи!