Я будущий кардиолог, но меня преследует страх операционной. Боюсь потерять сознание.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня мучает следующая проблема. Я студентка теперь уже 4 курса медицинского вуза, учёба мне нравится, все очень интересно, одни пятёрки в зачетке. Но на 3 курсе на первой посещенной мною операции как и большинство я потеряла сознание. После этого в моей душе сидит страх, что я снова упаду в обморок. При входе в операционную у меня учащенно бьётся сердце, потеют ладони. Я стараюсь не смотреть на рану, отвлекать мысли. Так же и при перевязках больных. При виде раны становится неприятно, как то с одной стороны интересно, что там, а с другой как-то не так. Кажется, что я потеряю сознание. Я не смогла побороть себя и сделать внутреннюю инъекцию. В мышцу не страшно, а в вену боюсь. Начинают жутко трястись руки ! Первый раз я теряла сознание в 14 лет, когда делали мне укол в ногу, прививка от столбняка. Это было странно, потому что я никогда не боялась укола. А когда я делала первый раз укол маме, то я потом через минут 10 почему-то потеряла сознание. Мы связали это с моей диетой, правда. Боюсь трупов, но нужно с этим бороться, потому что я хочу быть врачом, мне нравится эта работа! Вот сейчас хочу устроиться работать санитаркой, а там нужно будет иногда вывозить умерших людей. Мне как-то жутко представить, что я буду ночью везти мёртвого человека. Хоть я и понимаю, что это просто тело! Я часто думаю, что это чей-то близкий был - отец, мать, дочь или любимый человек. Как о мёртвых людях так и о живых. Иногда мне кажется, что я слишком много думаю вообще. Меня преследует постоянная неуверенность в своих силах. Всегда я думаю, что мне делать в экстренной ситуации, как помочь, если человеку станет плохо. Мне страшно, что я не справлюсь! Боюсь, что из меня выйдет плохой специалист, хотя я все учу, а мои знакомые вообще не напрягаются даже по этому поводу. Да и вообще я не уверена в себе - своих силах, в красоте, например. Помогите советом, пожалуйста. Не понимаю, в чем моя проблема - это банальная неуверенность в себе или же это фобия? Помешает ли это стать мне кардиологом? Как бороться со всеми этими мыслями? Заранее спасибо.
Автор вопроса: Маргарита Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте Маргарита!
Прочитала и очень порадовалась, что есть такие ответственные студенты-медики.. Сомнения –это естественное состояние для мыслящего человека. Сомневаться- значит искать решение, которое приведёт к наиболее приемлемому взгляду на вопрос, ситуацию. Так формируется шкала ценностей, мировоззрение. В тоже время, когда решение принято, надо действовать без сомнения, чётко видя свою цель и способы её достижения. Давайте подумаем с Вами Маргарита, что для Вас, как будущего врача важно: самоутверждение в профессии, сознание того, что Вы спасаете человеческие жизни, социальный статус? Представьте себе, что на Ваших глазах погибает человек и ему надо сделать инъекцию, Вы думаете, у Вас будет время бояться и сомневаться? Главное, что Вы сейчас получаете- это качественные знания, а практику приобретёте, работая в больнице младшей медсестрой. Искать причину страхов без обратной связи проблематично, поэтому я могу только предположить, что Вы не просто так, выбрали профессию врача ( человек, знающий не по наслышке о том, что такое болезни близких, собственные проблемы со здоровьем, потери родственников от болезней и т.д.) Что помогает любому человеку, а не только медику справиться со страхом? Страх перед неизвестностью, смертью, инстинктивный, он необходим для выживания. Вызывает два вида реакции в биологическом мире: замереть, бежать или драться. Это зависит от генетических программ. Вы вероятно на биологическом уровне впадаете в ступор, но как только Ваша практика в количественном отношении переступит порог «неизвестности» т.е. Вы чётко будете знать, что и в какой последовательности делать при различных изменяемых переменных в состоянии пациента. Видеть задачу, способы её достижения- это профессионализм, который появится только с практикой. Отличные теоретические знания позволяют минимизировать врачебную ошибку. Так, что Вы на верном пути! В кардиологии вовсе не обязательно быть хирургом, как Вы наверняка знаете. Тут Вы сами должны разобраться к концу обучения и практики: нужна Вам хирургия или нет. Быть классным диагностом и терапевтом кардиологом разве хуже? Что касается трупов: страх или отвращение проходит так же с опытом. Просто вначале надо будет это делать вместе с другой санитаркой, медсестрой. Профессия врача предполагает высокую стрессоустойчивость. Вы насколько я поняла очень чувствительная девушка с развитым воображением, раз размышляете о б ушедших пациентах, как о чьих-то отцах, братьях, родственниках. То есть Вы обладаете сопереживанием. Это наиважнейшее качество для хорошего врача. Отсюда и высокая ответственность, страх ошибиться. Вы понимаете, что Ваша профессия не прощает ошибок. Это осознание и делает Вас неуверенной, пока нет опыта. Вы пишите, что неуверенность в себе касается и других сфер жизни. Есть хорошие упражнения на анализ достижений. Вспомните какой-нибудь случай из своей жизни, где Вы были на высоте. С чем он был связан, вспомните своё состояние, что Вам говорили близкие или Вы сами, что думали в этот день о себе? Повышалась ли у Вас уверенность в своих силах? Если да, то вспоминайте это состояние радости почаще. Говорите себе: « Не ошибается только тот, кто ничего не делает! Я смогла тогда, смогу и сейчас!»
Что касается внешности. Красота понятие относительное. Какой бы критерий красоты человек не выбрал для себя, всегда найдутся люди, которые их не разделяют))) Только с годами начинаешь понимать, что настоящая красота—это здоровье(физическое и психическое). Вы, как врач, знаете, что любые нарушения в системах жизнеобеспечения организма, отражаются на внешности. Даже если девушка идеальна фигурой(с точки зрения внушенных нам массмедиа норм- худющая до болезненности), изнуряя себя диетами, становится раздражительной, с вечно брезгливым и недовольным выражением лица, тусклые волосы и такие же глаза. Дряблая и нездоровая кожа к 30 годам. Я знаю женщин, которые знают чего хотят в жизни, занимаются любимым делом, любят своих мужей, растят детей, но внешность их далека от модельной. У них блеск в глазах, т.к. ум находится в постоянной деятельности, цвет лица свежий, т.к. есть время работе, а есть время отдыху, она доброжелательна к окружающим. Красива такая женщина? Даже не сомневаюсь в том, что Вы встретите своего молодого человека, который своей любовью поможет Вам расцвести! Вам Маргарита всего 20 лет, за последний год обучения у Вас будет время приобрести опыт в профессии. Тогда Вы и определитесь, как Вам реализовать свои знания наиболее успешно!
Успехов Вам Маргарита!