Откуда берётся страх и боязнь, когда ещё ничего не начал, бесконечная лень, почему она во мне?

Вопрос психологу:
Полная апатия, работа друзья родители все есть, но не могу решиться начать новое дело, смотрю видео кто занимается визажом и завидую им, завидую той красивой жизни, красивому месту где они работают хочу так же, (одно хочу хочу, и тут же отмазку нахожу) хотя сама должна работать в этой сфере, сама должна начать, но я все смотрю и смотрю. Бывает строю план на день, начинаю, а потом надоедает и сажусь смотреть инет, сериалы и тд. Сама себя ругаю за то что не сделала намеченного, но фильм интереснее, а жизнь проходит и я это понимаю, что я должна сделать, как мне поверить в себя что ли, как начать?? Цепляюсь и не удерживаюсь, надоело, скучно много отговорок нахожу лишь бы не делать то что нужно. А нужно начать новую жизнь в сфере бьюти индустрии, а я не могу, и ещё боюсь что у одной у меня ничего не получится, как будто жду поддержку а от кого, не знаю. В общем страх и неуверенность превыше меня. Мне стыдно вот сейчас за свои слова, но может вы совет дадите. Спасибо большое что выслушали.
Автор вопроса: Мария Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Осколкова Антонина Владимировна.
Здравствуйте, Мария.
Если я правильно вас поняла, имеет место страх неудачи.
Обычно страх неудачи вызывается мыслями вроде:
"У меня не получится", "Это слишком сложно", "Я не справлюсь" и т.п.
Бывает, что эти мысли мелькают в голове настолько быстро, что мы их даже не замечаем: просто сидишь, работаешь, а потом внезапно надоедает, руки опускаются.
Работает это так: мысль промелькнула, вызвала эмоциональную реакцию (например: "я не справлюсь" –> тревога), а эмоция в свою очередь повлияла на поведение – вместо следования плану человек пошёл смотреть сериал, потому что сериал тревогу не вызывает, а "я не справлюсь" – вызывает.
Поэтому первым делом я бы порекомендовала вам отследить, какие конкретно мысли и эмоции вызывают у вас изменения поведения – что с вами происходит непосредственно перед тем, как вы переключаетесь на нерабочую деятельность. Удобнее всего делать это письменно, в форме таблицы. Колонки:
1) ситуация: "собираюсь звонить поставщику";
2) мысль: "позвоню, они заломят цену, придётся договариваться, а это так сложно, я не умею договариваться, у меня не получится;
3) эмоции: "тревога, стыд";
4) реакция: "откладываю телефон, иду варить кофе"
Скорее всего, вы заметите, что мысли повторяются и эмоции к ним присоединяются примерно одни и те же.
Поэтому вторым пунктом работы будет опровержение мыслей.
Выпишите все повторяющиеся мысли, и напротив каждой напишите пять опровержений.
Например:
Мысль: у меня не получится договориться, никогда не получалось
Опровержения:
- я умею договариваться: в том, том и том случае у меня получилось;
- даже если не получится с этим поставщиком, получится с другим;
- я сейчас оттачиваю навык коммуникации, и этот звонок – ещё одна ступенька в моём развитии
Третий пункт – деление целей на маленькие задачи.
Часто, когда мы начинаем что-то делать, у нас в голове возникает образ большой цели и целой кучи того, что ещё нужно сделать. Эта куча большая, она кажется неподъёмной и пугает. Поэтому её лучше разделить на задачи поменьше, а их – на совсем маленькие.
Например:
Цель: открыть студию.
Задачи: 1) позвонить поставщику и договориться о цене.
Подзадачи: 1) найти в интернете поставщика;
Маленькие подзадачи: 1) включить компьютер; 2) запустить браузер; 3) ввести запрос в гугл...
Если задача "позвонить поставщику" пугает, нужно разбить её на подзадачи. Если подзадачи тоже пугают, нужно разбить их ещё мельче. И так – пока то, что нужно сделать ПРЯМО СЕЙЧАС, не перестанет быть страшным.
Включить компьютер не страшно? Отлично, значит, можно включить. Открыть браузер? Не страшно? Прекрасно, открываем. И т.д.
Хвалите себя ЗА КАЖДУЮ выполненную задачу. Это может показаться нелепым – хвалить себя за включенный компьютер, – но попробуйте.
Лучше всего это работает, если использовать двойную похвалу: сразу и вечером. Т.е., как только включили компьютер, скажите себе, что вы молодец, а вечером составьте список того, что вы сделали за день, и запишите его. Такие записи называются "дневник успеха" – они приучают относиться к себе положительно.
Вот сейчас я написала для вас ещё один абзац. Я молодец.
Четвёртый – очень важный – пункт – самосострадание.
Ещё с детства нам прививаются установки о том, что лучшая мотивация – кнут. "Не получишь пятёрку – пойдёшь в дворники", "Не выучила – позорница". Сначала нас ругают снаружи, потом мы приучаемся сами ругать себя изнутри. "Села смотреть сериал – лентяйка, всю жизнь за 10 000 работать будешь".
Нам кажется, что это работает и что для успеха нужно просто сильнее себя ругать, а если перестать ругать, мы сразу расслабимся, обрастём плесенью и закончим жизнь в подворотне. Это неправда. Если бы саморугание работало, мы все давно стали бы богаче Рокфеллера.
Но оно не работает. Вернее, работает, но с точностью до наоборот. Каждый раз, ругая себя, мы вызываем и усиливаем те самые эмоции, которые не дают нам двигаться вперёд – страх, стыд, вину, тревогу.
Поэтому лучше будет попробовать переключиться с саморугания на самоподдержку и самосострадание.
Представьте, что к вам подошёл человек, которого вы очень любите и хотите поддержать, и сказал, что он сегодня ничего полезного не сделал, и от этого ему стыдно и страшно, он чувствует себя никчёмным.
Хочется ли вам, чтобы ему стало легче? Что бы вы ему сказали? Как поддержали бы?
Когда в следующий раз заметите, что ругаете себя, попробуйте переключится с осуждения на поддержку. Скажите себе те слова, которые нужны, чтобы вам стало легче.
Итак, подытожим:
1. Выявите мысли, которые не дают вам работать в бьюти-сфере.
2. К каждой мысли напишите пять опровержений.
ВАЖНО: у вас теперь есть опровержения, пользуйтесь ими. Как только поймали мешающую мысль, опровергните её и продолжайте делать то, что важно.
3. Делите большие страшные задачи на маленькие, нестрашные. Хвалите себя за каждую выполненную задачу, какой бы незначительной она вам ни казалась. Вы её сделали, а значит вы молодец. Вы могли бы сейчас заниматься чем угодно, а вы включили компьютер для дела – вы молодец.
4. Попробуйте заменить самокритику на самосострадание и самоподдержку.
Выделите себе время на эту работу. Например, месяц. Попробуйте провести эксперимент длиной в месяц – и в конце посмотрите, что у вас получится. Какие-то из этих приёмов вам "зайдут" и сделают жизнь приятнее, а цель – ближе. Какие-то, возможно, вы захотите модернизировать. В любом случае что-то вы приобретёте.
Надеюсь, у вас всё получится.
С наилучшими пожеланиями, Антонина.