Шок от перемен. Помогите обрести почву под ногами.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, помогите пожалуйста разобраться. У меня тяжелая жизненная ситуация, которая меня очень истощает. Сейчас мне 25 лет, а началось все лет в 18, в момент поступления в институт. В школьные годы я была очень зависимой, робкой, не старалась проявлять смелость, выходить из зоны комфорта. Поэтому с поступлением в институт (новое окружение, неизвестность будущего, потеря общения с привычными подругами) у меня началась постоянная тревога, пока еще терпимая. Затем - ряд серьезных стрессовых ситуаций, плюс сильно испортились отношения с родителями (к слову, всегда воспитывавшими меня очень жестко, с запугиваниями и критикой). С горем пополам закончила институт, с сильнейшим стрессом "запихнула" себя на работу. С сильной тревогой сняла квартиру и съехала от родителей, так как чувствовала себя с ними все хуже. И вот тут началось - тревога усилилась и перестала меня оставлять даже на короткое время. Постоянное беспредметное чувство гнетущей тревоги. Я почувствовала себя как человек, внезапно выброшенный на улицу в незнакомом городе, дезориентированный, совсем один, не знающий откуда ждать опасности. Я боюсь жить, боюсь взрослой самостоятельной жизни, боюсь огромного страшного мира. Я испытала сильный шок от резких перемен, и меня как будто заморозило в страхе, придавило обстоятельствами. Уже почти 2 года я не могу адаптироваться, моральных сил нет почти никаких, они на исходе. Общаться тоже тяжело, да и особо не с кем. Сильно обострилась социофобия, которая была всегда. К психологу, психотерапевту пока нет времени обратиться. Подскажите, если возможно, как мне попытаться адаптироваться к новой жизни, набраться сил, почувствовать почву под ногами?.. Если будет возможно, дайте конкретные практические советы (я настолько устала от этого "подвешенного", дезориентированного состояния ребенка, выброшенного на улицу)...
Автор вопроса: Наталья Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Абилева Ирина Жаскайратовна.
Здравствуйте, Наталья!
То, как вы описываете ваше состояние, вызывает сочувствие. «К психологу, психотерапевту пока нет времени обратиться». Если вы посчитаете время, которое у вас отнимают страхи и переживания, то увидите, что время, потраченное на психолога, окажется гораздо меньше. И возможно, вы примите решение обратиться к психологу, для решения вашей проблемы. «Тревога усилилась и перестала меня оставлять даже на короткое время». Это очень сложно жить в тревоге постоянно. И если вы так себя чувствуете, то, возможно, стоит пройти консультацию психиатра или психотерапевта, чтобы исключить тревожные расстройства. Наталья, иногда нужен взгляд со стороны, и помощь другого человека, специалиста, чтобы справиться с трудной ситуацией. Даже для того, чтобы понять, что с вами происходит нужен специалист, который с вами может пообщаться. В этом случае результат будет надежней и быстрее. Так же самому бывает трудно применить те советы и техники, которые вы найдете в интернете и книгах.
Вы пишите, что в вашей жизни были сложные обстоятельства, которые оказали на вас влияние. Важно выяснять что это за ситуации, закончились ли они сейчас, с чем вам сложно было справиться в тех ситуациях, с чем сложно справляться сегодня, и что нужно для того, чтобы научиться их преодолевать. В вашей жизни есть какие-то трудности, которые вас пугают. Выделите их, рассматривайте каждую трудность как отдельную, которую можно преодолеть тем или иным способом. Когда видишь, с чем имеешь дело, можно развивать в себе навыки для преодоления этих конкретных трудностей.
«Я боюсь жить, боюсь взрослой самостоятельной жизни, боюсь огромного страшного мира».
Вы пишите, что боитесь всего, но, если вы начнете называть конкретные вещи, вам будет становиться понятнее, как справляться с конкретными страхами и трудностями в жизни. Наталья, попробуйте определить, что именно вас пугает, и чего боитесь. Это могут быть какие-то реальные трудности, может вам страшно делать какие-то действия, или вы боитесь что-то говорить конкретным людям. Если вы проделаете такую работу, то вам не нужно будет бояться всего, вы будете видеть, что боитесь конкретных вещей. И это поможет вам сориентироваться в обстановке.
Затем, если вы посмотрите на ваш список страхов, вы увидите, что есть вещи, которых вы боитесь больше, а есть те, которых вы боитесь меньше. Оцените каждый из ваших страхов в баллах, по шкале от 0 до 20. Где 0 – вы вообще не боитесь, 20- самый сильный страх, который может быть. Вы увидите, что не все страхи одинаково сильны. Если вы выберите самые небольшие страхи, то можете посмотреть, как их преодолеть. И так постепенно, шаг за шагом вы можете двигаться от простого к сложному.
Наталья, попробуйте так же выделить, а что вам делать не страшно, с чем вы легко справляетесь. Какие занятия вызывают у вас интерес, радость и другие позитивные чувства. Уделяйте им время.
Наталья, сложно, конечно, помочь «просто советом», когда вы уже долгое время переживаете такое состояние, и чувства так сильны. Обратитесь все-таки к специалисту, не затягивайте, и вы сможете изменить вашу жизнь.
С уважением, Ирина Абилева, психолог.