Не могу решиться на общение с новыми людьми.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, так сложилось, что мне тяжело общаться с новыми людьми. Сам я человек спокойный, терпеливый и стараюсь проявлять уважение ко всем. В новом обществе я предпочитаю слушать и оставаться в стороне, чем проявлять инициативу и поддерживать разговор. Если мне всё-таки необходимо с кем-то поговорить, т.е. когда не остаётся другого выбора, то преодолеть этот "барьер" полностью или частично получается, а дальше общение становится проще.
Чувствуется какая-то слишком большая ответственность за свои действия перед другими людьми. "А хорошо ли я знаю то, что от меня требуется?", даже если я знаю материал лучше всех, то всё равно сомневаюсь. Да даже если я знаю перевод какого-то слова с английского на русский, то я всё равно перепроверяю и только после этого пишу. "А что подумают другие о моих действиях?", даже если действия кажутся вполне обыденными для всех остальных, например, посетить какой-нибудь магазин, в которым ни разу не был, в ТЦ. Могу долго находится в одиночестве и не выходить из дома, при этом не испытывать какого-то дискомфорта от этого.
Если есть возможность избежать взаимодействия и общения с незнакомыми людьми, то я стараюсь этим пользоваться, придумывая себе отговорки, хотя понимаю, что это отговорки, не подкреплённые ничем весомым. Ну и само собой появляется волнение при попытке начать общение, чем она ближе, тем его больше. Появляется даже тогда, когда я знаю, что могу избежать разговора, но всё равно пытаюсь пересилить себя и начать его.
Под обществом я подразумеваю N-ое количество человек, с которыми так или иначе нужно будет как-то взаимодействовать, а не просто прохожие на улице или линейка в школе.
Отношения со всеми родственниками хорошие. Лет до, наверное, 14-16 проблем с общением не было и инициативы было выше крыши. В школе я мог спокойно общаться со своим классом. В университете тоже со своей группой нашёл общий язык. Но в этих всех ситуациях мне было просто нужно общаться с одногрупниками/одноклассниками. Самостоятельно я, наверное, мог бы и не пойти на такое, особенно начиная с 9-11 класса и далее. Условно говоря, кто-то взял меня и поместил в новое общество, а я там со всеми подружился. Мне тяжело решиться начать общаться, а с продолжением проблем обычно не возникает. С длительным поддержанием отношений проблем нету, у меня есть друзья, со школы и универа, с которыми я спокойно общаюсь.
В общем, мне тяжело общаться с новыми людьми, и я испытываю слишком большую ответственность за свои действия перед другими.
Автор вопроса: Олег Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Роман Николаевич.
Здравствуйте, Олег. По тексту письма я бы выделил 2 ключевые проблемы:
1) Страх и трудности при общении с новыми людьми;
2) «Синдром отличника», который заставляет Вас постоянно сомневаться в правильности своих действий.
Причин возникновения страха и общения с людьми, с которыми Вы ранее не взаимодействовали, может быть, масса. Возможно это психологическая травма, полученная в детстве или банальная интроверсия, или возможно социофобия и отсутствие навыков взаимодействия с новыми людьми.
Но мне кажется, что основная причина состоит в том, что Вы интроверт. Поскольку Вы способны долго находиться в одиночестве и комфортно себя в нём чувствовать. А навыки общения с новыми людьми у Вас плохо развиты по банальной причине – Вы их просто развивали не в достаточной мере. Конечно, существуют техники по снятию тревожности при общении с новыми людьми. Типа, дыхательной гимнастики, аутогенной тренировки, мышечной релаксации, методы самовнушения и т.д. Но, на мой взгляд, намного важнее здесь усвоить базовое правило: «Развивается то, что развиваешь». Поэтому, если Вы хотите преодолеть тревогу при общении с новыми людьми, то просто нужно это чаще делать. Сначала с небольшим количеством людей, потом со многими. И постепенно у Вас выработается навык общения. Но, в силу того, что Вы интроверт, такое чрезмерное общение Вам не особо будет приносить удовольствие. То есть навык воспитать получится, но вот желание как таковое развить фактически не возможно. Поскольку здесь либо есть мотивация, либо ее изначально нет. Просто решите для себя, нужен ли Вам этот навык, например для профессиональной деятельности или для личных каких-то целей. Если ответ положительный, то соответственно Вам необходимо чаще практиковать общение с новыми людьми.
Синдром же отличника скорректировать сложнее. Но это возможно. Если Вам данный синдром мешает при общении, то просто осознайте, что общение – это не формальное времяпрепровождение и здесь Вас никто оценивать не будет и отметку Вам за ошибки не поставят. Следовательно, важно в неформальных отношениях вести себя естественно, не продумывая все шаги наперед. Поскольку такие навязчивые мысли будут вызывать сильный стресс. И психика будет постоянно себя защищать, не давая Вам вступать в новое общение. Поэтому постарайтесь вести более естественно и не сравнивайте себя с другими, чаще работайте в команде, но не беритесь отвечать за все дела сразу, расставляйте приоритеты и разрешите себе ошибаться. Хоть иногда…
Удачи.