Бывший пил и бил. Страх мужской агрессии.

Вопрос психологу:
Доброе время суток! В детстве я не видела семейного насилия. Мой папа был достаточно спокойный и доброжелательный человек. Со стороны папы к маме не было агрессии или побоев, а мама позволяла себе ругаться на папу, иногда используя нецензурную лексику, но даже в таких ситуациях папа маму не обижал.
Когда я начала встречаться со своим будущим мужем, я знала, что он бил свою бывшую сожительницу, у них была совместная дочь... Мои родственники предостерегали меня о возможных побоях с его стороны, но я считала, что если девушка (жена) не подаст повода, не спровоцирует агрессию - бояться нечего... Мы вступили в официальный брак, через 3 г родился сын. В браке были 12 лет, периодически (5-7раз за всю семейную жизнь) случались "побои" (далее пощёчины не заходил), но муж крупный мужчина, даже от пощёчины у меня бежала кровь из носа и летали звёздочки в глазах), далее я убегала, звала на помощь, вызывала милицию... Детей никогда не трогал. Я спиртное не употребляю, муж употреблял спиртное и курил наркотики. Рукоприкладство проявлял дома в нетрезвом состоянии. В гостях всегда был вежлив и обходителен с окружающими и со мной.
С 4 лет его дочь стала жить с нами (его бывшая сожительница умерла, дочь он забрал к нам).
Дети спокойно оставались с ним с пьяным дома, он никогда их не бил... Но однажды, когда я была на работе он побил детей, дочери Полине было 16 лет, сыну Ростиславу 10 лет. С тех пор они стали его бояться, не стали оставаться с ним одни дома... С момента побоев детей прошло пол года, обострились ссоры, я сказала, что решила расстаться, когда агрессия была направлена на меня, я ещё пыталась сохранить семью (сейчас только понимаю, что ещё после первого рукоприкладства нужно было расстаться, но тогда пыталась сохранить семью), но когда побил детей и они стали бояться - нужно расстаться! Муж повесился... в 2017г С тех пор пошёл пятый год как я не замужем, а страх мужской агрессии и побоев остался... Окружающих, прохожих мужчин не боюсь. Ни с кем серьёзно с мужчинами не встречалась, но в "кандидатах в женихи" сразу выискиваю подвох, ищу признаки агрессивность... Не осмеливаюсь строить общение, отношения... Если возможно, подскажите как побороть страх мужской агрессии! Если каким то образом вызывала агрессию мужа, боюсь "спровоцировать" агрессию мужчин. Ведь говорят, что в семейной жизни всегда виноваты оба... Хоть понимаю, что муж изначально был склонен к семейному насилию... Его отец склонен к сём насилию. Дочь уже замужем, живёт отдельно. Сыну 15 лет, живём вдвоём, стараюсь создавать доброжелательную атмосферу, воспитывать уважение к окружающим.
Автор вопроса: Алёна Возраст: 39

На вопрос отвечает психолог Мирончук Юлия Александровна.
Добрый день, Алёна!
Мне очень жаль, что вам пришлось пройти через подобный жизненный опыт. Сразу скажу, что ситуация, которую вы описали, - это однозначная рекомендация на прохождение курса психотерапии. Вы долго жили в обстоятельствах, где допускалось физическое насилие, вы пережили самоубийство мужа, вы констатируете у себя страх перед агрессией со стороны мужчин, который длится уже более 5 лет, – всё это указывает и на психологическую травму, и на то, что у вас есть некоторые деструктивные установки относительно себя самой, которые с большой вероятностью будут препятствовать созданию полноценных и счастливых отношений.
Предположение о наличие таких установок я делаю из того, что вы сознательно выбрали партнёра, который изначально был склонен к насилию, употреблял спиртное и курил наркотики, и вы не уходили от него, несмотря на побои. Сохранять семью, позволяя разрушать себя - это яркий пример действия такой скрытой установки.
Думаю, в нынешней ситуации также можно говорить о том, что вы утратили доверие к собственной способности выбрать хорошего партнёра, возможно также присутствует растерянность от непонимания, на какие же ориентиры обращать внимание, чтобы сделать правильный выбор партнёра, ведь получается, что на прежние опереться уже нельзя – они привели вас к агрессивному мужчине (бывшему мужу). Для решения и этих вопросов будет полезна полноценная работа со специалистом.
Также прохождение курса терапии будет полезно и для ваших детей, ведь, как и вы, они жили в семье, где допускалось рукоприкладство (а это влияет, даже если дети не были непосредственными свидетелями), сами пережили физическое насилие со стороны отца, а затем и самоубийство отца. Подобные обстоятельства в большинстве случаев оставляют глубокий след, последствия от него могут быть самыми разными.
Хочу ещё обратить ваше внимание, что, описывая ситуацию, вы будто бы умаляете факт физического насилия, описывая его как «побои» (в кавычках). Пощечина, да еще от которой кровь идет носом и звёздочки в глазах, – это полноценное физическое насилие, от которого страдает не только тело, но и психика (например, понижается самооценка, угнетает страх за свою безопасность). И даже если всё случилось «только» 5-7 раз за 12 лет совместной жизни, это никак не умаляет того вреда, которое нанесло такое обращение с вами.
***
Я очень надеюсь, что вы найдёте для себя возможность поработать над своей ситуацией с психотерапевтом, освободитесь от страхов и создадите счастливые отношения с достойным мужчиной. Желаю вам успеха!