Я всего боюсь. Я боюсь устраиваться на работу, боюсь ошибаться, выглядеть глупо, боюсь врачей.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я всего боюсь. Я боюсь устраиваться на работу, боюсь ошибаться, выглядеть глупо, сказать что-то не то, боюсь врачей, боюсь боли и ещё очень много всего. Но на данный момент меня беспокоит страх врачей и своего здоровья. Я совершенно не доверяю врачам. Они все злые, голубые и им плевать на чувства людей. Я очень нервничала и теперь у меня почти каждый день болит живот. То желудок, то бока то почка. Я предпринимала попытку пойти к врачу. Меня напугали страшными словами, операциями, а после того как пропила курс таблеток мне сказали " кто вам такую ерунду сказал? Всё у вас в порядке". А нечего особо не изменилось. Теперь мне кажется из за нервов я просто убиваю свое здоровье. Сейчас такой возраст, что нужно задуматься о ребенке. Но я как представлю этот поход к врачу, эти анализы, страшные запугивания врачей мне уже плохо становится. Всё сразу болит и я чувствую себя 80 Ти летней бабушкой с кучей хронических, неизлечимых болезней. Я не знаю как бороться с этими страхами. Как стать сильнее, взрослее, стрессоустойчивее. Я очень бы хотела пообщаться с психологом, разобраться откуда все страхи и сомнения во мне, потому что сама я уже не справляюсь. Просто схожу с ума.
Автор вопроса: Юлия Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Федорова Елена Анатольевна.
Юлия, здравствуйте.
Вас беспокоит страх болезни и тревога за собственное здоровье, сомнения в правильности назначенного врачом лечения, а также чрезмерная мнительность по отношению к своему здоровью.
Данное состояние может возникать по комплексу причин:
- из-за негативного опыта общения с врачами («все они злые, грубые, им плевать на чувства людей, я им не доверяю»),
- отсутствии правильно назначенного лечения, а также из-за состояния организма и появления неприятных симптомов (болит живот, почки, бок),
- навязчивых мыслей по поводу диагностики и возникновения вероятных болезней.
Не исключаю, что именно Ваши мысли и опасения по поводу возникновения у Вас хронических и неизлечимых болезней, обуславливают и Ваше самочувствие, возникновение разнообразных симптомов и физическое состояние.
Симптомы, по которым Вы понимаете, что в организме что-то не в порядке – это то, на чем Вы фокусируете свое внимание. Прислушиваясь к своим ощущениям, удерживая фокус внимания на проявлениях организма (боль, покалывание, локализация неприятных ощущений) вы запускаете новый виток мыслей о вероятных болезнях. Тем самым, тревога усиливается, организм продолжает «выдавать» новые симптомы и усиливать уже имеющиеся. Это замкнутый круговорот тревожных мыслей и ощущений в организме, который можно разобщить так же с помощью мышления.
Лучше всего это делать последовательно в сопровождении психолога на консультации.
Самостоятельно можно поработать с собственными мыслями для снижения тревоги и страха.
Попробуйте поисследовать свой страх: каковы его истоки, какие ситуации способствовали его зарождению, прогрессированию? В чем заключались тревога и страх именно в тот момент, какие были мысли? Подумайте, с каким жизненным событием могли совпасть эти симптомы?
Сформулируйте мысли, при которых Ваша тревога усиливается. По мере исследования можно выявить у себя иррациональные мысли – убеждения, лишенные логики или здравого смысла, не соответствующие действительности. Например, Ваша мысль: «всё сразу болит, я чувствую себя восьмидесятилетней бабушкой с кучей хронических, неизлечимых болезней. Это страшно, ведь я не хочу заболеть или умереть».
Юлия, подберите факты из собственной жизни, когда над Вами существовала реальная угроза жизни при имеющихся симптомах/болях или болезнях? Существуют ли эти факты в реальности? Тем не менее, на сегодняшний день Вы живы и дееспособны. Следовательно, боли в теле или болезнь – не смертельны, и могут быть вылечены. Попробуйте исследовать мысли относительно других болезней и симптомов на предмет их реальности.
Важно также обратить внимание, что страхи и беспокойства включают защитный механизм психики. Например, вместо настоящей проблемы человек переключается на страх смерти, ищет симптомы заболеваний и посвящает этому все свои мысли. Кроме того, тревога за здоровье может быть попыткой сбежать от чего-то: ответственности, неприятных дел или людей. То есть, болезнь даёт возможность оправдаться, чтобы не принимать какие-то ответственные взрослые решения или что-то не делать. Например, «как я могу устроиться на работу, если я всё время болею?» Зачастую это происходит неосознанно.
Юлия, для более глубокого исследования и преодоления тревоги стоит обратиться к психотерапевту или психологу, чтобы удостовериться, что причина проблемы действительно в психике, а не только в соматических заболеваниях, и научиться адаптивному мышлению.