Страх смерти и страх упущения времени после смерти мамы.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Екатерина и мне 19 лет. Совершенно недавно умерла моя мама. И сейчас у меня сильный страх того, что мои близкие умрут. Обращаюсь к Вам за помощью, проблема заключается в том, что у меня есть фобия времени, что время кончается и связи с этим у меня появляется страх того, что все умрут, мои дедушки, отец и муж. Очень страшно и от этого пропадает смысл жизни, помогите пожалуйста, как перебороть страх упущения времени и смерти.
Появился данная фобия ещё давно. Было страшно заканчивать школу, как будто конец света, ведь мы уходим из привычного места обитания и идём по течению жизни, самое страшное это потеря родных. Друзей к меня нет, с родственниками плохие отношения. Помогите как справиться с фобией...
Страх возможно связан с тем, что я многое упускаю не узнав о родственниках что-то. Или вовсе просто не услышать больше их голос и не иметь возможности прийти к ним и поговорить. Я считаю что данные мысли меня глубоко отправляют в депрессию и заставляют находиться там и размышлять большое количество времени. Я считаю что мне действительно нужна консультация психолога и решение на данную проблему.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Ефанова Екатерина Владимировна.
Здравствуйте Екатерина!
Вначале, мне хотелось бы выразить Вам глубокое сочувствие в связи с потерей близкого Вам человека!
После пережитого, человеку действительно зачастую сложно избавиться от мыслей о смерти. Он постоянно боится, что нечто подобное снова произойдет.
К сожалению, в Вашем случае произошло некое наложение/пересечение страха (смерти) на уже имеющийся страх (потери времени), который возник, как Вы описали задолго до ухода Вашей мамы.
С хронофобией (страх потери времени) Вы столкнулись в подростковом возрасте, это нередко проявляется в моменты принятия важных решений, которые могут повлиять на будущее человека, а также в моменты , когда человек задумывается о самом будущем.
ВЫ ЭТО ОПИСЫВАЕТЕ: «Было страшно заканчивать школу, как будто конец света, ведь мы уходим из привычного места обитания и идём по течению жизни».
Действительно, сначала кажется, что в запасе есть еще очень много времени и человек откладывает важные решения на потом , например ( куда поступать после школы, какое учебное заведение выбрать, чем я хочу заниматься в дальнейшем и т.п.), а затем вдруг внезапно обнаруживает, что это время настало. В этот момент возникает беспокойство, тревога и особенно ярко ощущается течение времени и возникает иррациональный страх.
Важно отметить, что предмет данного страха нельзя увидеть, потрогать. Быстротечность времени, страх не успеть, неизвестность будущего – все это абстрактно и субъективно. С этим сложно разобраться в одиночку.
Что касается страха смерти, то единственного правильного ответа на вопрос о том, как можно избавиться от страха смерти, не существует. Поэтому я не рекомендуют заниматься самолечением, лучше сразу обратиться к специалисту. Программа лечения подбирается индивидуально ( психотерапия + медикаментозная поддержка). Препараты назначаются для уменьшения общего напряжения и восстановления нервной системы.
ВЫ ОТМЕЧАЕТЕ: «Я считаю, что данные мысли меня глубоко отправляют в депрессию и заставляют находиться там и размышлять большое количество времени».
Т.е. Ваши страхи уже вносят весомые изменения в Вашу жизнь и здоровье, поэтому стоит обратить пристальное внимание на этот факт и обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.
Ниже я озвучила несколько пунктов самопомощи, но ВАЖНО ОТМЕТИТЬ!!! Эффективны они только на ранней стадии или в комплексе с психотерапией.
МЕТОДЫ САМОПОМОЩИ:
1. Стоит выделять достаточно времени на общение с людьми, которые имеют позитивную жизненную позицию.
2. Рекомендую отыскать интересное занятие (творчество, йога, танцы, спорт), которое поможет отвлекаться от негативных мыслей.
3. Желательно отказаться от просмотра фильмов и чтения книг, в сюжете которых задействована тема смерти.
4. Старайтесь больше гулять на свежем воздухе, посещать любимые места, постарайтесь усилием воли переключить внимание с тревоги и страха течения времени на проживание активной, насыщенной жизни.
Ели у Вас остались вопросы или Вы хотели бы продолжить работу в рамках психотерапии,
пишите мне на почту : [email protected]
Клинический психолог Ефанова Екатерина.