Как жить без тревоги и делать то, что нужно без опаски и оттягивания?

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Часто бывает что после встречающегося злого поступка или грубости или причинении мне вреда наступает тревога что в этом месте опять встречу тоже самое.
Получается желание все это переждать, оттянуть, отложить какое то действие, поездку, поход.
Но тревога не уходит, и время ничего не сглаживает, особенно в долговременных таких ситуациях.
Даже когда дело серьезное и нужно принимать решительные меры, все равно возникает желание переждать, даже если все усугубиться и вред для меня и моих близких может стать больше.
Как с этим справиться, жить без тревоги и делать то что нужно без опаски и тревоги?
При неожиданных ситуациях впадаю в ступор, как будто тупой, становлюсь не уверен в себе, не могу быстро сообразить что сказать и что сделать в этот момент, хотя в повседневной жизни знаю что нужно сделать.
Как выйти из этого состояния в таких ситуациях, чувствовать себя в своей тарелке и уверенно?
Как быстро понять в конкретный момент на что готовы люди и на что они решаться?
Вообще на что готовы большинство людей? Может я слишком мнительный и люди видят это?
С уважением.
Автор вопроса: Михаил Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Синицына Елена Игоревна.
Здравствуйте, Михаил!
Страх - это отчасти защитная функция нашего организма, которая иногда может спасти нам жизнь. Но существует иррациональный страх, который мешает нам принимать решения, совершать какие-то поступки, хотя реальной угрозы ( например жизни или здоровью) нет. Вы говорите, что тревога часто наступает после ситуаций, где с вами кто-то грубо обошёлся, причинил вам вред. И вы боитесь повторения этой ситуации. Постарайтесь в этот момент прислушаться к себе, какие чувства вы испытываете (кроме тревоги, которую вы описываете выше). Если будет возможность, постарайтесь припомнить, испытывали ли вы что-то подобное в детстве. Были ли такие ситуации, когда вы испытывали такие же (или схожие) чувства. Проблема, скорее всего, кроется в детстве. Конечно, это нужно делать, когда есть время, и вам не нужно срочно принимать какие-либо решения, возможно, проработать это вместе с психологом. А чтобы убрать на какое-то время тревогу быстро, или "выйти из ступора", я вам могу предложить ряд следующих приёмов. Один из них - дыхание под счёт. На 4 счета вы делаете глубокий вдох через нос, на 4 счета задерживаете дыхание, на 4 счёта делаете медленный выдох через рот. Попробуйте, потренеруйтесь дома, такое дыхание очень хорошо снимает приступы тревоги, взволнованности, помогает собраться в нужный момент. Достаточно сделать несколько таких вдохов и выдохов, чтобы почувствовать себя значительно спокойнее и увереннее. Ещё один приём - это переключение внимания на счёт, попробуйте в ситуации, когда вы чувствуете, что вас "накрывает" тревога, начать складывать простые числа....например, 3+3, 9+9, 18+18... и тд. Это очень хорошо переключает внимание, помогает собраться, избавляет от тревожного состояния. Ответить на ваш вопрос, на что готовы другие люди очень сложно, и мы с вами этого никогда ( ну или почти никогда) не сможем предугадать. Единственное, в чем можно быть уверенным, это в своих силах. Это как в японской поговорке "Когда птица сидит на ветке - она не боится , что ветка сломается, потому что она уверена в силе своих крыльев". Было бы очень хорошо поработать над уверенностью в себе, над созданием
" своей внутренней опоры". Я верю,что у вас всё получится. Удачи вам.
PS: в ситуациях нарастающей тревоги попробуйте применить на практике вышеописанные приёмы, они действительно работают).
С уважением, Елена Синицына.