Панические атаки после операции по удалению женских органов.

Вопрос психологу:
Добрый день! Помогите мне побороть фобии, панические атаки. Все время в напряжении. Не могу с этим справится, все время кажется что со мной что то случится. Все это началось у меня после операции. Все женские органы удалили, и после первой химии случилось вот такие атаки, и теперь я не могу их побороть. Пробовала все не очень получается, может вы как то поможете с этим справится. Сил уже нет с этим бороться. Давление все время скачет от нервного перенапряжения, не дает нормально работать, физически работу не очень могу делать. Сразу устаю и иду ложится, все время кокая-то апатия, фобии. Проблемы с пищеварением начались, то много ем, то не особо хочется. Я боюсь куда то ходить в гости, боясь что со мной что то случится, и поднимется давление, и беру все время собой таблетки. После операции у меня не будет детей и это еще усугубляет все это смотря на других детей, и думая что я не так сделала, что именно со мной это случилось. По разному поводу нервничаю, принимаю все близко к сердцу. Близким боюсь все это рассказывать, потому что подумают что сошла с ума.
Автор вопроса: Инна Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Геронтиди Ирина Владимировна.
Здравствуйте, Инна!
В Вашей не простой ситуации самое главное, что Вы живы, а лечение успешное.
В моей практике были клиентки, после операции, с таким же диагнозом (я имею ввиду были так же удалены женские органы). На момент обращения ко мне, у клиенток прошло уже несколько лет после лечения (в одном случае-11 лет, в другом -3 года). Они тоже пережили страх, но у них была огромная воля к жизни, и так сложилось, что обоим необходимо было заботиться о родных. Они жили полноценной жизнью, были замужем, имели интересную и достойно оплачиваемую работу.
Виктор Эмиль Франкл — психиатр, невролог и психолог, создатель логотерапии (направления экзистенциального анализа, основанного на поиске смысла жизни для пациента) назвал три пути, благодаря которым человек может сделать свою жизнь более осмысленной: созидание, получение нового опыта и, собственно, нахождение смысла в самой жизни, в том числе и в страданиях. Последний, крайний путь, Франкл открыл, будучи узником нацистского концлагеря, где старался не только выжить сам, но и помочь заключенным. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, „зачем“ жить, преодолеет почти любое „как“» ( «Воля к смыслу»).
Мы не осознаем своих психологических возможностей, не осознаем того, что сами создаем свою жизнь и свое будущее. И все, что происходит в нашей жизни для чего-то нам нужно. Это очень трудно принять.
Если проанализировать последствия Вашей болезни, то они вызваны, скорее всего неожиданностью диагноза. И, несмотря, на благополучный исход и лечение, Вы ждете очередного подвоха. Понятно, что будешь тревожиться, если постоянно ждешь чего-то плохого. И, совершенно объяснимо желание минимизировать риск, защитить себя. Появление панических атак-это следствие того, что информация о болезни и процесс лечения были для Вас неожиданными. Вы психологически не были готовы к такой критичной ситуации. Ваши фобии связаны, именно с тем, что Вы как бы ждете, что где-то опять притаилась неприятная неожиданность. А апатия-защитная реакция, ограждает вас от "лишних движений". Избавиться от панических атак самостоятельно, без сопровождения психолога, имеющего успешный опыт работы с паническими атаками очень-очень сложно. Но я попробую Вам помочь.
Есть несколько способов.
1. Рациональный подход. Понять причину возникновения атак, проанализировать когда они начинаются, что Вы в этот момент делаете или собираетесь делать, где находитесь, и САМОЕ ГЛАВНОЕ, о чем думаете (чего боитесь). Очень важно поймать эту мысль. Лучше всего ее записать. Прочитать. И выдвинуть контраргументы, т.е. опровергнуть этот страх убедительными аргументами. Их тоже записать, перечитать. Это будет Вашим осознанным ресурсом.
2. Позитивное мировоззрение. У медали две стороны. Как ни дико звучит вопрос: "Что хорошего в том, что это произошло?", постарайтесь дать на него ответ. Если Вы еще не готовы для ответа, просто сосредоточьтесь на том хорошем, что есть в Вашей жизни (ну, например, близкие, на том, что Вам хочется сделать, какая-то деятельность). Поверьте, кроме материнства для женщины есть еще очень много важного, ценного и значимого в этой жизни. Главное, чтобы у Вас была цель жизни и Вы к ней стремились. Каждый день отмечайте для себя хорошие события, которые произошли в течения дня, а в плохих-найдите хорошее. Помните выражение: "Не было счастья, да несчастье помогло". Каждому человеку есть ради чего жить, и когда он стремится к цели, весь организм мобилизуется для ее достижения, а все остальное отходит на задний план.
3.Арт-терапия. Рисуйте свои страхи, лучше всего гуашью (она быстро сохнет, можно рисовать поверх нарисованного), в рисунках выражайте свои чувства, состояние, старайтесь не обдумывать рисунки, пусть они будут спонтанными, как говориться, куда сама рука поведет. Делайте серийные рисунки, до тех пор пока рисунок будет Вам нравиться, а Ваше эмоциональное состояние улучшится (почувствуете покой, уверенность, радость). В скором времени панические атаки уйдут навсегда, а Вы начнете жить полноценной насыщенной жизнью.
4. Практикуйте йогу. Это прекрасный способ прийти к гармонии с собой и внешним миром. Для этого не обязательно куда-то ходить (если на первое время это будет проблематичным), в интернете достаточно бесплатных роликов и целых программ йоги.
Надеюсь, что-то из моих рекомендаций будет Вам полезным.