Не могу перестать контролировать всё и вся в своей семье.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 34 года, в браке 8 лет, есть двое мальчиков 5,7 лет. Не могу перестать контролировать всё и вся в своей семье. Дети и дом на мне, имею много подработал в разных сферах, муж работает, занят только работой, детьми не занимается. Я контролирую детей что поесть, когда сделать уроки, сколько посмотреть телевизор, как помыться, что одеть, что сделать, старший даже уже говорит: « мама, ты ж не сказала полностью помыться, только ноги». Мне кажется дети чувствуют себя несвободными в своих желаниях при этом. Мужа тоже контролирую с кем приехал с работы, трезвый или выпивший, телефон не проверяю, но вопросами закидываю. Уезжаю куда то и куча наставлений во сколько детей покормить, во сколько спать уложить, от этого у мужа никаких инициатив по поводу воспитания, быта, совместного времяпровождения. Детей заставляю перемывать руки, если плохо помыли, складывать свои вещи на место, хотя сама частенько не слежу за своими вещами. Кажется что я уже затюкала детей. Притом дети самостоятельные, могут сами позавтракать, одеться по погоде, почистить зубы и я это вижу и понимаю, но до мелочей нужно проконтролировать. Моя бабушка такая же, стояла и смотрела как дедушка мыл руки перед едой, боялась куда то отпустить нас и маму, а потом беспокоилась где мы и с кем. Помогите пожалуйста как быть в этой ситуации? Переключиться пробовала и творчество, и тренажёрный зал, не помогло.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Анастасия.
В чём тут проблема...
Ваш довольно сжатый рассказ лично мне не дал достаточно информации о причинах возникновения гиперконтроля. То ли это Ваш собственный травматичный опыт, то ли усталость и повышенный уровень невротизации, то ли Ваша тревожность, то ли отсутствие базового доверия?
Когда возникают такие явления, это сигнал о том, что атмосфера внутри семьи далека от идеальной. Такое ощущение, что Вас пару раз жестоко обманули и вот теперь - теперь Вы берёте реванш.
Но это, скорее всего, не так.
Усталость... Причём не в формате "ноги отваливаются", а нормальная хроническая! К ней привыкаешь, её перестаёшь фиксировать, как усталость. Она скрывает своё лицо под разными масками, личинами, проявлениями: "Времени ни на что не хватает", "лучше самой всё сделать", "меня как-будто никто не слышит"- это только некоторые варианты.
Тут простое переключение не поможет. Тут нужно искать источники дополнительного ресурса. Всё банально и просто: Чем больше источников получения положительных эмоций, тем лучше. Потому что именно эти источники и есть "таблетки от усталости". Прогулки, рисование или любой вид продуктивной творческой деятельности, театры, кино и музыка... Но самое главное - позитивное общение, социум.
Есть у Вас друзья-подруги? Есть люди, с которыми Вам всегда приятно общаться? Есть ли семейные традиции коммуникативного характера (семейные чаепития, традиционные ужины, воскресные обеды, например)?
Вот это - оно и есть, Ваше "переключение".
Простите, но Вы должны расслабляться, а не нагружать себя ещё больше задачами и целями, как при посещении спортзала.
Спорт в любом виде - вообще далеко не самое универсальное средство снятия стресса и переключения.
Дальше о допустимых границах и взаимном доверии.
Попробуйте сделать такое:
- Возьмите листок бумаги и напишите по пунктам подробнейшим образом все Ваши зоны ответственности. Подробно преподробно.
- Прочтите три раза вслух.
- Подумайте, какие из этих "зон" пересекаются с зонами ответственности членов семьи.
- Отредактируйте список, убрав из него пересекающиеся зоны ответственности.
- Прочтите вслух новый список.
- Ещё раз отредактируйте, беспощадно вычёркивая то, с чем прекрасно справятся члены Вашей семьи.
- Согласно новому списку напишите список своих семейных обязанностей.
- Согласно списку "вычеркнутого" (тому, что вычеркнули), составьте списки обязанностей для каждого члена семьи.
- Сколько членов семьи - столько территорий со своими границами. Подумайте и решите, в каких случаях и насколько вы все имеете право или возможность нарушать границы семейных обязанностей друг друга.
- Обсудите это со всеми членами семьи на общем собрании.
Цель собрания - взаимное доверие всех членов семьи.
Далее - подпишите "договор доверия", в котором Вы укажете все нюансы и все взаимные задачи и пожелания.
Ваши домочадцы имеют свои представления о границах, личном пространстве, доверии и Вашем контроле. Надо внимательно отнестись ко всем пожеланиям и ремаркам - даже дети должны принять осознанное активное участие в разговоре.
Формат ВСЕХ ваших разговоров, переговоров и т.д. один - ПОСОВЕТОВАТЬСЯ!
Попробуйте! И обратите внимание прежде всего на себя саму!
Пишите. С уважением, А. Журавлёв