Я не могу ничего себе нормально купить из вещей, к любой новой вещи у меня клеится какая-то негативная ассоциация.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Проблема, которая меня мучает, началась года 2-3 назад. Не помню, как именно, и что было первым случаем, сначала это было единично, а теперь масштаб стал всеобъемлющий. Я не могу ничего себе нормально купить из вещей, к любой новой вещи у меня клеится какая-то негативная ассоциация, какое-то плохое, тяжёлое впечатление из тех, которые я получила в этот день. Если я узнаю из новостей о каком-то печальном происшествии, случившемся в мире, то всё - если я собиралась что-то купить сегодня, то к этой вещи у меня наглухо приклеится эта плохая новость, и в этот день "покупать нельзя". Я начинаю откладывать это дело, в надежде что завтра день не будет ничем омрачен, и никаких тяжёлых впечатлений я не "прилеплю" на эту вещь. Но на следующий день конечно что-то опять случается негативное. Пробовала не обращать внимание, не идти на поводу, просто делать, то, что мне нужно. Но оно так и получается - потом каждый раз, видя эту вещь, я вспоминаю о плохом событии (с которым я лично никак не связана). Цепкость памяти в этом вопросе меня поражает, что-нибудь полезное я запоминаю не так хорошо. Изолироваться от новостей невозможно, даже если их не читать, все равно где-нибудь услышишь, в разговорах коллег например. Более того, я понимаю, что в мире каждый день происходит огромное количество печальных событий. Каждый день кто-то умирает, и если об этом не пишут в новостях, это все равно происходит каждый день, и не будет "идеального дня", когда все в мире прекрасно и грустных ассоциаций ни с чем не возникнет. Я пытаюсь переключать внимание на положительные события, которые случились в этот день, но - не помогает. Дошло до того, что если вдруг мне удается за день ничего трагического не узнать, то у меня у самой в голове начинает копошиться какой-то негатив, по принципу "не думай о белой обезьяне" - я уже так нервничаю, что с новой вещью у меня будет связано опять что-то негативное, что мой мозг уже сам находит этот негатив и вешает его на эту вещь! Вот уже больше месяца я не могу купить кое-что из посуды, взамен разбившегося - каждый день вновь "не подходит" для этой цели ... Вроде разумом и понимаю, что это все какой-то бред, но преодолеть не могу. Знаю, что как привяжется что-то, и потом будет терзать каждый день напоминанием. Верно ли я предполагаю, что это какой-то вид ОКР? Есть ли какое-то спасение от этой ловушки?
Автор вопроса: Astra Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Штолленверк Анна Романовна.
Здравствуйте!
Сначала я должна обозначить очень важное положение о недопустимости постановки заочного ни медицинского, ни психологического диагноза! Поэтому желательно обратиться к специалисту и назначить очную встречу. Психолог, работающий в когнитивно-поведенческом направлении терапии, сможет оказать Вам эффективную помощь, поможет противостоять неприятным, деструктивным, навязчивым мыслям и сделать Вашу жизнь комфортной и справиться с тревожностью.
Те симптомы, которые Вы описываете, действительно можно отнести к обсессиям (навязчивым мыслям, идеям), которые приводят к компульсиям, т.е. повторяющимся действиям. Неблагоприятные социальные условия, которые мы все испытываем на себе последние несколько лет, стресс, возможно спровоцировали Вашу предрасположенность к такому поведению, дисгормональный баланс или аутоиммунный процесс в организме, также могли явиться пусковыми механизмами, запустившими болезненный процесс. Поэтому необходимо комплексное обследование и выявление причин расстройства. Для облегчения Вашего состояния на данный момент могут принести пользу занятия спортом, любая физическая активность и использование релаксационных упражнений и медитации. Кроме этого, определите, что приносит Вам удовольствие и радость, постарайтесь выделить время в повседневной жизни для получения положительных эмоций. И не затягивайте с обращением к специалисту! Будьте здоровы!