Панические атаки и тревога во время принятия душа, что делать?

Вопрос психологу:
Добрый день! Где-то около месяца назад после принятия душа мне внезапно поплохело и появилось ощущение, что я вот-вот потеряю контроль над своим телом и упаду в обморок: замедлялось сердцебиение, появилось ощущение нехватки воздуха, слабость в конечностях и т.п. Полежав какое-то время я пришла в себя. Теперь после того случая заходя в душ у меня появляется чувство паники и повторяются вышеперечисленные симптомы. Из-за этого стала избегать принятия душа, моюсь только под присмотром мамы, и сколько бы она не говорила, что хочет мне помочь, это все равно очень неприятно и стыдно.
До этого я также мучалась (и до сих пор мучаюсь) от постоянной тревоги, которая каждый день выражается с разной силой, но симптомы одни: проблемы с дыханием, напряжение мышц шеи и груди, внезапное чувство страха/волнения и т.п. Скорее всего это состояние как-то повлияло на мою реакцию на тот случай. Я работаю из дома, на улицу не выхожу уже несколько месяцев из-за тревоги и панических атак. В общем, сама себя загнала в угол.
Начала самостоятельно пробовать КПТ. Записываю все свои атаки, их интенсивность и отвечаю на вопросы, после чего всегда прихожу к выводу, что все мои страхи -- лишь страхи, и никакой реальной опасности нет. Но страхи все не уходят, а я все продолжаю избегать. Каждый поход в душ отнимает у меня столько физической и психологической энергии, что мне все меньше и меньше хочется бороться. Я очень устала, начала терять интерес во многих вещах, часто либо злюсь на себя и на все вокруг, либо чувствую какую-то апатию и безразличие.
Посоветуйте, пожалуйста, что я еще могу сделать? Раньше я обожала принимать душ, могла целый час сидеть и расслабляться, слушая журчание воды, наслаждаясь чувством чистоты и легкости. Очень хочется вернуть все это…
Автор вопроса: М Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Штолленверк Анна Романовна.
Здравствуйте!
Все больше молодых людей обращается с проблемой панических атак, когда приступ неконтролируемой тревоги вызывает страх, ужас и физиологические реакции. Вы большая молодец, что стараетесь рефлексировать свое состояние и найти способы его облегчить. Но для того, чтобы справиться с недугом, нужна грамотная диагностика и выявления причин расстройств, от этого зависит эффективность помощи и нормализации Вашей жизнедеятельности. Поэтому прежде всего я рекомендую обратиться к специалисту, который проведет полное обследование и предложит адекватные методы коррекции состояния. Причины панических атак могут быть совершено различными, прежде всего это какое-то негативное переживание или сильное эмоциональное потрясение, повышающее тревогу, а также паническую атаку может спровоцировать переутомление, нарушение режима сна-бодрствования, недосыпание, волнение перед ответственностью на работе, гормональный сбой.
Вы описываете, что работаете на дому и редко выходите на улицу, возможно причина проблем с дыханием в длительном пребывании в одной позе за компьютером, в недостатке кислорода и зажиме мышц плечевого пояса, из-за чего нарушается мозговое кровообращение, отсюда и напряжение в мышцах груди и шеи, затрудненное дыхание, появление страха и тревожности. Помните, что панические атаки длятся невечно и сами по себе не несут угрозу для Всей жизни!
Для начала попробуйте использовать упражнения на релаксацию и элементарную гимнастику, чтобы делать паузы во время работы, снимать напряжение и получать удовольствие от физических нагрузок. Постарайтесь ежедневно выходить на улицу, обращайте внимание на то, что Вас окружает, листик на дороге, след от проехавшей машины, сугроб забавной формы, считайте машины, ступеньки, прохожих или окна.
Если Вы ведете дневник, записывая свои деструктивные мысли, отметьте на сколько вы согласны с данной мыслью от 1 до 10, запишите какие чувства, эмоции вы испытали, когда эта мысль пришла в голову, что самое страшное может случать, если эта мысль исполниться, что произойдет, если этого не случиться. Фиксирование дисфункциональных мыслей поможет дистанцироваться от негативного состояния и будет первым шагом к умению такие мысли вовремя останавливать.
Для овладения своим состоянием полезно практиковать диафрагмальное дыхание, глубокое дыхание животом. Но использование методов КБТ принесет наилучший результат под наблюдением когнетивно-поведенческого психотерапевта, поскольку именно специалист может совместно с Вами определить, в чем причина того, что Вы в столь юном возрасте отказываетесь от социальных контактов, встреч с друзьями, активного образа жизни, т.е. определить психологические причины Вашей тревожности и страхов. Если пытаться справиться с недугом только самостоятельно, то таких состояний возможно будет больше и чувство нарастания беспокойства, безысходности и невыносимости будет нарастать. Обратитесь к специалисту, чтобы Ваша жизнь приносила Вам радость и удовлетворение! Успехов!!