У меня есть страх не выспаться. Если я не высыпаюсь потом в течении дня чувствую себя плохо.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Много писать не хочется, скажу кратко как есть по сути. У меня есть страх не выспаться. Если я не высыпаюсь потом в течении дня чувствую себя плохо. Из-за этого не могу найти нормальную работу по режиму. В идеале хотелось бы конечно работать с 10:00,11:00. Я сова. Поэтому время бодрствования перепадает на вторую половину дня. Если встаю на ранний подъем, боюсь уснуть всю ночь. И потом могу вообще не спать. Соответственно очень плохое состояние. В 2020 году работала в школе-интернат. Была очень сильная загруженность. Это все влияло на нервную систему и на физическом уровне. Потом решила уволиться, уволилась и начались проблемы по здоровью. Сильные головные боли, ходила по больницам, в итоге поставили диагноз всд. Со здоровьем все ухудшилось , появился пролапс в сердце. И я перестала спать , на фоне тревоги , очень переживала за свое здоровье. Потом со временем все наладилось, но была на гране. С тех пор наблюдаю проблемы со сном. Как будто боюсь то время , когда я не могла уснуть и мне было плохо. Можете подсказать что с этим сделать? Сил нет..
Автор вопроса: Лилия Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Чеканова Елена Владимировна.
Лилия, самое неприятное позади.
Вы смогли решиться на важные перемены.
Поблагодарите себя за сознательный выбор между работой и своим здоровьем.
Дальше Вы уж точно справитесь.
Вы очень правильно делаете, что беспокоитесь о себе.
Страх нужен. Это Ваше самосохранение, важная оберегающая функция психики, гарантирующая, что с Вами все будет в порядке.
Получая информацию о своей уязвимости в виде того или иного диагноза, мы получаем инструкцию по бережному отношению к себе.
Чем страшнее, тем бережнее.
Разделите жизнь на "До" и "После".
"До" - это времена, когда Вы расходовали свои ресурсы на полную катушку, не догадываясь, чем это обернется.
"После" - день сегодняшний. Он должен максимально отличаться в лучшую сторону.
Перечисляйте, что было тогда и что есть сейчас. Чем отличались те дни от сегодняшних до самых мелочей.
Тело станет гораздо спокойнее, когда Вы будете уверены, что не вернетесь к прежним перегрузкам.
Если Вы чувствуете беспокойство, заметьте это как факт, как повод проявить заботу о себе и проведите внутреннюю беседу.
Важно взять свой страх в союзники и отрегулировать его интенсивность, разбирая каждый повод для опасений:
Это опасно? Что я могу сделать, чтобы изменить ситуацию или свое отношение к ней?
Например, постоянный страх не выспаться уже мобилизует Вашу нервную систему.
Взвесьте, хорошо ли это беспокойство для сна? Вряд ли оно заставит Вас уснуть. Скорее усилит неприятные ощущения.
Может нужно что-то более ощутимое, чем тревога о своем благополучии?
Отвлекающее полезное действие?
Расслабляющий массаж или отказ от ритуального просмотра драматических, комедийных или остросюжетных сериалов на ночь, в пользу вечерней прогулки, к примеру.
Не гонитесь за быстрыми результатами. Делайте то, что постепенно поможет Вам чувствовать себя спокойной, расслабленной.
Кроме того, полезно выработать нейтральное отношение к проблеме засыпания. Вы уже готовы ее решать, зная о том, как это важно для Вас. Нужно в целом убедить свой мозг и свое тело в том, что горький опыт усвоен успешно. Ярким доказательством тому будут перемены в Вашем образе жизни.
Чтобы наладить сон, начните с самого простого.
Приучите свою нервную систему готовиться ко сну, как если бы нужно было сосчитать овец, только вместо них будет какое-то действие в одной и той же последовательности.
К примеру:
- расслабляющая ванна
- чашка ароматного травяного чая
- медитация
Придумайте свои полезные и приятные ежедневные ритуалы.
Постепенно исключите из своих привычек все, что могут помешать Вам нормально отдыхать:
1. Откажитесь от еды и напитков, которые влияют на возбудимость нервной системы.
2. Практикуйте регулярные вечерние прогулки на свежем воздухе.
3. За несколько часов до сна отложите телефон и другие источники информации (социальные сети, новости и др.).
4. Примите водные процедуры.
5. Сделайте легкий массаж.
6. Практикуйте медитации, дыхательные практики.
7. Приготовьте спальное место, проветрив комнату, максимально убрав источники света.
Следуйте предписаниям врачей, с которыми Вы консультировались.
Эффект заботы о себе всегда накопительный и требует постоянной практики.
Организму нужно перестроиться, чтобы Вы могли почувствовать изменения.
Поэтому не торопитесь, получайте удовольствие от самого процесса, будь то приготовление вкусного ужина или прогулка.
На восстановление нужно потратить достаточно времени и поддерживать этот результат регулярно, легко, спокойно, без надрывов и сверхусилий.
Предстоит большая и долгая работа, состоящая из мелочей, которые изменят Ваше состояние в целом.
И результат зависит от того, как Вы о себе заботитесь каждый день, здесь и сейчас, как умеете себя успокоить, настроить на позитив.
Ваша задача состоит в том, чтобы Вы чувствовали себя хорошо.
Для этого необходимо выстраивать вокруг себя именно такую атмосферу, где Вы действуете в своих интересах, ставя на первое место заботу о себе.
Например, когда речь идет о работе, набраться решимости и говорить о том, в чем Вы нуждаетесь, и постоянно выдерживать эти границы.
Можно оговаривать еще на этапе обсуждения вакансии, на каких приемлемых для работодателя и Вас условиях Вы могли бы приходить на рабочее место в определенное время, подходящее Вам.
Сейчас многие продолжают работать удаленно, этим уже никого не удивить. Удобно, практично.
На начальных этапах такая практика выставления своих жизненно важных условий труда может казаться сложным препятствием для получения желаемой должности.
Но это отличный способ найти работу, которая будет максимально подходить Вам и отличаться от той, на которой Вы подорвали свое здоровье.
Только регулярная забота о себе, проявленная в принципиальных моментах, даст Вам спокойствие и уверенность.
Важно выстраивать отношение к происходящему, давая в ответ на возможные тревожные реакции своего организма, возможность успокоиться, расслабиться, почувствовать положительные эмоции. Такая саморегуляция пригодится во многих ситуациях.
Составьте для себя своеобразную ментальную аптечку, которой сможете воспользоваться в моменты переживаний (расслабляющая музыка или видео с красивыми видами природы и многое другое).
Возможно, Вы вспомните чувство покоя из детства, когда читали какую-то необыкновенно интересную книгу.
Прогулки на свежем воздухе и созерцание природы также влияют положительно на нервную систему. Разглядывайте облака, изучайте закаты, обращайте внимание на деревья, водную гладь.
Продолжайте держать руку на пульсе в вопросе своего здоровья.
Изучайте свой случай. Опыт тех, кто испытывает похожие проблемы, видение экспертов, продвижение научных исследований, помогут Вам взять под контроль важное, получить для себя больше понимания в вопросе ВСД, а следовательно и гораздо меньше переживать, чем Вы могли бы, находясь в неведении.
Найдите врача, который будет Вас наблюдать.
Зная, что что Вы не одна и всегда сможете обратиться к своему доверенному лицу, если в этом будет необходимость, Вы снизите свою тревогу.
Психолог поможет научиться проживать свои состояния, грамотно их распознавать и вовремя регулировать.
Занимаясь укреплением своей нервной системы Вы заметите стойкие положительные результаты.
Доброжелательное и внимательное отношение к себе на постоянной основе поможет Вам чувствовать себя гораздо лучше и спокойнее.
Это хорошо отразится на всех сферах Вашей жизни, в том числе, поможет отрегулировать сон