Хочется отомстить родителям. Помогите найти выход из ситуации или поменять отношение.

Вопрос психологу:
Мне 26 лет. Я вернулась в родительский дом после расставания с мч, отношения длились около 5 лет.
У моих родителей хорошая трехкомнатная квартира, в которой проживет отец после развода, а мать живет со своим мч в другой нашей квартире,однокомнатной. Отец-тихий алкоголик, были разные периоды на протяжении 20 лет, крайний раз он бросал пить на 3 года. Я крайне остро и болезненно реагирую, когда вижу его пьяным, перед возвращением домой он заверил меня, что все будет в порядке и обманул, выпивает каждый вечер после работы и по выходным. Мне не хочется возвращаться домой, я чувствую сильную подавленность, злобу на родителей, бессилие. У меня есть три варианта и все они мне не нравятся:
1. Игнорировать факт алкоголизма отца, жить с ним и копить деньги на приобретение своего жилья (займёт от 3 до 5 лет);
2. Снимать жильё, но моей зп едва ли хватит на аренду однокомнатной квартиры и какое-никакое питание, не говоря о том, что средств на накопления не будет. Буду жить от зп до зп
3. Вернуться жить к бывшему мч, он меня зовёт обратно, но жить не по любви всю жизнь я не хочу
Я не могу принять решение, которое бы меня удовлетворяло. Больше всего меня съедает изнутри обида на родителей, и даже агрессия, за то, что при всех возможностях, которые у них есть,они не хотят мне ни капельки помочь, а наоборот своим поведением все усугубляют. Мама, этакая бизнес-вумен,ушла, когда мне было 14 лет и оставила меня с отцом, зная, что он алкоголик. Нашла себе мужчину не лучше. Были возможности разъехаться, решить квартирный вопрос ещё тогда.
Больше всего мне хочется им как-то насолить, отомстить за детство, за то, что происходит сейчас, чтобы они почувствовали себя такими же беспомощными и одинокими. Я не привыкла испытывать в себе такую концентрацию злобы и ненависти, как сейчас, мысли об этой ситуации крутятся у меня в голове ежедневно, ни о чем другом и думать не могу.
Автор вопроса: Анна Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Якутова-Вега Людмила Сергеевна.
Здравствуйте, Анна.
Ваши эмоции к родителям понятны, обоснованы и действительно имеют право быть. Только вот не Вы управляете ими, а наоборот, они пробуют вести Вас. Впрочем, это целое искусство: слышать себя, понимать свои эмоции и выражать их безопасно и корректно для себя и окружающих.
Вы правильно сделали, обратившись за психологической помощью. Спасибо Вам за доверие.
Я попробую показать те моменты, которые в данный момент не заметны Вам из-за обиды.
Конечно, одним письмом мало вероятно полноценно помочь в Вашей ситуации. Если почувствуете отклик, приглашаю Вас на консультацию в Скайп. Очно будет больше эффективности и скорости от взаимодействия.
Из того, что могу сказать Вам сейчас: да, Вам больно, эмоций много. Но! Попробуйте оставить родителей в покое. Дать им делать их ошибки. Как бы это странно не звучало. Потому что всё, что Вы пытаетесь сделать сейчас можно поделить на 2 группы:
1) Вы пробуете вернуть себе и дополучить то, что недополучили от родителей;
2) Вы пробуете выместить на них Вашу обиду, боль и месть.
Но это две крайности, в которых нет середины. И снова нет Вас. Так же как в вашем детстве, когда мама не обратила внимание на Вас и на Ваши потребности в момент расставания с папой. Нет той Вас, которой станет легче от этих действий. Той Вас, которая почувствует себя счастливее, сделав первое или второе даже ценой больших усилий.
Промежуточный вариант между этими двумя группами действий: сосредоточиться не на родителях, а НА СЕБЕ.
Понимаю, что нелегко сделать это, когда снова и снова Вам нужно возвращаться домой к пьяному папе, когда нет ощущения поддержки и защищенности.
При всём, этом когда созреете на данный промежуточный вариант, сосредоточьтесь на себе. И признайте такой момент (очень болезненный, но невероятно важный): Вы НИКОГДА не дополучите то, что недополучили от родителей.
Точка.
Прочтите пожалуйста эту фразу ещё раз.
Возможно, возникнет много сопротивления и нежелания принимать эту фразу. Дайте себе время осознать эти слова. Возможно, понадобится не один месяц, чтобы принять её.
Однажды это произойдёт и с этого момента Вы выйдете из этого круга эмоциональной боли. У вас появитесь Вы. Осознав это, Вы повзрослеете вмиг. Сможете начать опираться на себя. Сможете дать себе всё то, что не дали Вам мама и папа.
Вы увидите, что с родителей достаточно того, что они сами не стали счастливыми, поскольку счастливый папа не стал бы выпивать. Счастливая мама не ушла бы из семьи.
И боль, гнев, желание мести растут не из действительного желания отомстить, а потому что Вы чувствуете себя беспомощной, не способной изменить что-либо: изменить папину зависимость от алкоголя, заставить его разменять квартиру. Желание мести словно делает Вас более деятельной, способной сделать хоть что-то.
Осознав, что Вы никогда не дополучите их любви и заботы, Вы спросите: «А как же теперь жить дальше с этим голодом по родительской любви, с отсутствием собственного жилья?».
Ответ будет также непростым к пониманию, но эффективным, если сможете его понять: «Перестать тянуть от родителей то, что они не готовы Вам дать. Перестать находиться в позиции жертвы и просящего ребёнка. Осознать, что у Вас есть Вы и начать делать для себя то, что можно в данном моменте».
Это касается и небольших повседневных моментов и таких важных, как поиск жилья.
На самом деле возможностей у Вас больше, чем перечисленные 3, но Вы сейчас их не видите. Например, можно снять квартиру вместе с подругами и поделить арендную плату на троих. Однажды в моей личной жизни (тоже после расставания) я поняла, что мне нелегко оплачивать большую квартиру и начала искать более подходящий вариант. Знакомые через некоторое время позвонили мне и сказали, что знают о моей ситуации и хотят познакомить с человеком, который ищет хорошую девушку для проживания полгода в квартире, пока он оформляет документы на продажу. Его требования: чтобы девушка поливала цветы и оплачивала только коммунальные платежи. Арендная плата ему не была нужна. А через пол года я приобрела квартиру. Звучит немного сказочно, но у жизни, когда мы открыты и находимся в доверии, всегда есть для нас интересные варианты.
Только вот для открытости и доверия нужно быть свободным от детских обид, детского отношения к миру, что мне кто-то что-то должен и РОДИТЕЛИ В ТОМ ЧИСЛЕ.
Осознайте, что может никогда не случиться того, что родители что-то поймут. И в то же время будьте открыты к тому, что что-то произойдет в их сердцах, их умах и они заметят Вас. Мы не можем точно прогнозировать этот момент, но очень важно принимать оба возможных варианта развития событий.
Обиды на родителей – это самый частый и болезненный вопрос, с которым обращаются к психологам. И хорошо, что обращаются. Потому что многие из-за обид не могут заниматься ни чем в собственной жизни. Все силы «съедают» эмоции, боль, и часто именно это многим не даёт построить семью, найти себя, стать самим адекватными родителями.
В целом жизнь со временем сама исцеляет этот вопрос, когда у человека появляются собственные дети и он по разным обстоятельствам и причинам, допуская собственные ошибки, не становится идеальным родителем. Тогда утихает боль к своим родителям. Или приходит понимание, почему они так могли поступить. Но это в лучшем случае. Многие остаются, зависают в этой боли и не выкарабкиваются из нее годами.
Потратить всю молодость на обиды слишком большая цена, поскольку жизнь так быстротечна.
Очень хорошо показаны персонажы с обидой на родителей в экранизации «Екатерина» с Мариной Александровой. Петр и его сын Павел тратят абсолютно всю энергию на обиды к родителям, а так же на желание мести, отчего теряют уважение окружающих и возможность стать наследниками престола. Их обиды передаются по наследству. То есть человек, не переставший быть жертвой, не нашедший в себе ресурса начать опираться на себя, передаёт эту боль дальше детям.
Замечу также, что как бы ни была ужасна по своей сути месть, в ней есть один положительный момент. Гнев (как эмоция, предшествующая мести, его физическому проявлению) говорит о том, что у Вас есть жизненная энергия. Есть силы двигаться, справляться с ситуациями.
Чаще всего, после детских переживаний, ко взрослому возрасту люди чувствуют замороженность, отсутствие эмоций, жалуются на отсутствие сил, апатию. В детстве это помогло им не чувствовать. Но дальше им трудно двигаться.
У Вас же есть энергия, есть силы. Примите своё желание отомстить и Ваш гнев как знак того, что Вы не заморожены и у Вас есть ресурс и остановитесь на этом. Как бы ни было трудно, попробуйте не двигаться дальше за местью: не продумывайте, как бы Вы отомстили, не рисуйте картины, что родители почувствовали себя «такими же беспомощными и одинокими.» Месть - сильный двигатель, но заведёт только в большую боль. И Вас и Ваших родителей.
Это очень удивительно. Но многие клиенты отмечают, что когда они смогли справиться с обидой и гневом на родителей, ситуация начала меняться быстро с самым положительным разворотом событий. Словно, обижаясь и не делая самостоятельных шагов, внутри себя клиенты не хотели, чтобы что-то поменялось и какая-то их часть специально провоцировала родителей продолжать быть не идеальными для того, чтобы ребёнок всегда мог ощущать себя ребенком.
Знаю, что уже достаточно много слов и большой ответ. Легко запутаться.
Добавлю только, что оказавшись «заложницей» ситуации Вы точно встретитесь с ней. Если хватит внутренних ресурсов, конечно. И тогда, Вы сможете перестать быть жертвой ситуации.
Я действительно готова помочь Вам выйти из всей этой эмоциональной боли. Обращайтесь, если действительно готовы из неё выйти.
И ещё. Прямо сейчас, словно подсказка. Отвечая на Ваш вопрос, я вижу фразу Бориса Акунина: "Не бывает никаких ударов судьбы и несчастий. Для верно устроенной души всякое событие — ступенька, чтоб подняться выше и стать сильнее".