Как помочь своей маме найти себя и уйти от сезонных вспышек бредового расстройства, апатии и депрессии.

Вопрос психологу:
Уважаемые профессионалы!
Не первый год пытаюсь поддержать свою мать в окутывающей депрессии и апатии.
Она уже наблюдалась в стационаре и улучшений это не дало, кроме более проявленной обиды на весь мир за пол года пребывания в больнице .
Диагноз поставили - бредовое расстройство , спровоцированное состояние появилось по причине не уверенности в себе, развода . В течении нескольких лет моя мать писала во все органы власти с жалобами на членов семьи, бывшего мужа и также обвиняла их в сговоре на то. что положили ее в больницу (в больницу она попала после посещения врача, который вызвал наряд )
Я не буду писать краткую историю судьбы, о том как моя мама прожила очень тяжелую жизнь с раннего детства , неудачных браков и измен . Она ранее была очень целеустремленной женщиной с отличной фигурой, шармом и вкусом . на данный момент она не работает и занимается уже 6 лет "ремонтом " в квартире , которую хочет не первый год отремонтировать и продать , переехать в Москву чтобы быть ближе к детям ( мой брат и я сейчас в Москве - учимся / работаем / снимаем жилье). С виде энергия у мамы абсолютно отдаленная в принятии решения, она хочет чтобы переездом занималась я , но я работаю и на это времени к сожалению нет , деньгами помогаю , но выделяя любую сумму - лучше не становится . Сейчас же одевается во что попало, отрезала волосы , очень поправилась .
Несколько лет назад я подарила машину , она попала в небольшую аварию и теперь не ездит . как не помогаю всегда найдется изрядная ложка дегтя что все делаю не так ( пример , а вот дочка маминой подруги ........итд )
На предложения оплаты абонемента на спорт , массажи , шопинг - отказывается или берет деньги и тратит их на постоянно действующий ремонт в доме .
Я готова помогать и помочь маме найти увлечения, привести ее в порядок , дать поддержку - но она категорически не принимает помощь и не хочет ничего делать .
Может у вас есть рекомендации по литературе или увлечениям , чем занять человека ?
PS кстати , пару лет назад к маме вернулся первый муж и отец ( мой ) , который бросил ее перед рождением и теперь они вдвоем сидят дома на его пенсии и не стремятся ни к чему .
Буду рада комментариям и позитивным идеям по реализации плана поддержки !
Автор вопроса: Диана Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Токорьян Валерия Викторовна.
Диана, здравствуйте.
Ваше стремление помочь маме в непростой для нее жизненный период делает Вам честь, а уже принимаемые Вами шаги в этом направлении (абонемент на спорт, массажи, покупка машина и так далее) говорит о верном выборе эффективных средств поддержки. Правда, несколько преждевременных. Образно выражаясь, Вы даете ей рыбу, а нужно дать удочку. Навязывание в данный момент увлечений и правильного на Ваш взгляд образа жизни вряд ли будет воспринято Вашей мамой с одобрением, что она и демонстрирует, отказываясь от предлагаемых Вами способов вернуться ее к «нормальной» жизни. Дело в том, что она уже живет по ее мнению нормальной жизнью - следуя привычным мыслям и эмоциям. Таков ее способ приспособиться к жизни с наименьшими повреждениями для психики. Вы пишите, что у нее была тяжелая жизнь с детства, неудачи в личной жизни. Скорее всего, в определенный момент произошло накопление негативного опыта, который был воспринят Вашей мамой искаженно, исходя из ее деструктивных переживаний, имеющих мало общего с реальностью. Это подтверждает поставленный ей диагноз бредового расстройства – что есть искаженная трактовка реального опыта вследствие нелогичных мыслей и убеждений человека в совокупности с дисфункциональными стереотипами его мышления. А мысли и убеждения, как известно, определяют эмоции и поведение: иррациональные эмоции препятствуют нормальной жизнедеятельности, вынуждают принимать и следовать нелогичным решениям, лишают контроля над собой, принуждают совершать безрассудные поступки. Следовательно, чтобы изменить поведение Вашей мамы (в отношении себя, своих детей, своей личной и общественной жизни) необходимо изменить ее мысли.
С этим помогают справляться техники когнитивно-поведенческой терапии, концепция которой заключена в следующем: эмоции, чувства и поведение человека обусловлены не самой ситуацией, в которой он прибывает, а тем, как он воспринимает сложившееся положение. Отсюда вытекают необходимые для позитивного изменения шаги: выявить и идентифицировать дисфункциональные переживания и стереотипы и заменить их полезными, реалистическими чувствами, взять под контроль свои мысли.
К примеру, вести дневник, записывая ежедневно все свои мысли, затем отстраниться от них, стать их «наблюдателем» (для этого необходимо осознать автоматическое возникновение этих мыслей, их «вредность» в сложившейся реальности), поставить их под сомнение, оспорить (выявив все «за» и «против»), закрепить «правильные» аргументы, проанализировать существующие варианты решения и составить план действий на будущее.
Такая работа и будет той самой «удочкой», которая поможет Вашей маме по-новому взглянуть на травмирующий опыт прошлого, изменить отношение к нему, вернуться к адекватному восприятию реальности и своего места в ней и, исходя из этого, самостоятельно определить увлечения, стиль и образ жизни. Я составила для Вас список книг, которые помогут Вашей маме идти по этому пути:
- Дэвид Бернс «Терапия настроения. Клинически доказанный способ победить депрессию без таблеток»
- Арнольд Лазарус «Мысленным взором»
- Корин Свит «Сам себе психотерапевт. Как изменить свою жизнь с помощью когнитивно-поведенческой терапии»
- Ричард Дэвидсон, Шарон Бегли «Как эмоции управляют мозгом»
- Хэррис Расс «Ловушка счастья. Перестаем переживать – начинаем жить»
- Марша Лайнен «Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности»
- Гринбергер Д., Падески К. «Управление настроением: методы и упражнения»
- Джеймс Прохазка, Джон Норкросс, Карло де Клементе «Психология позитивных изменений. Как навсегда избавиться от вредных привычек»
- Видьямала Берч, Дени Пенман «Осознанная медитация. Практическое пособие по снятию боли и стресса»
- Дмитрий Ковпак «Страхи, тревоги, фобии… Как от них избавиться»
- Уильям Дж.Кнаус «Когнитивно-поведенческая терапия тревоги. Пошаговая программа»
- М.Маккей, М.Дэвис, П.Фэннинг «Как победить стресс и депрессию»
- Мэтью Маккей «Когнитивно-поведенческая терапия для преодоления тревожности, страха, беспокойства и паники»
- Андрей Курпатов «Средство от страха», «С неврозом по жизни», «Счастлив по собственному желанию», «Как избавиться от тревоги, депрессии и раздражительности».
Когнитивно-поведенческая терапия предлагает множество эффективных упражнений, которые Ваша мама в силах выполнять самостоятельно (если ей это будет сложно, на начальном этапе Вы можете помочь ей или привлечь специалиста).
Успехов Вам, Диана, и Вашей маме.
С уважением, Валерия Токорьян.