Скандалы, слезы и упреки. Как вернуть отношения с мамой?

Вопрос психологу:
Добрый день! Столкнулась с такой проблемой: мы с мамой перестали понимать друг друга. Сейчас мне 20 лет, когда мне было 14, мы с ней были как подруги, все ей рассказывала, доверяла ей, ходили вместе гулять. Так продолжалось до 18 лет, потом резко что-то изменилось, у нас начались ссоры, скандалы почти каждую неделю, заканчивается это все, естественно, слезами и упреками.
Когда мы ссоримся, я стараюсь не повышать голос, а быть максимально спокойной (потому что будет ещё хуже), но ее так не устраивает, она злится ещё сильнее, и во многих случаях так, например, было недавно: она плакала, я к ней подошла, чтобы ее успокоить, она начала кричать, чтобы я оставила ее в покое, я поняла, что она не хочет со мной разговаривать, но попыталась ее успокоить, от чего она разозлилась ещё сильнее, спустя время уже в другой ссоре, я поняла, что она не любит, когда ее успокаивают, и старалась не трогать ее, а ждать, пока успокоиться сама и поговорить обо всем, на что она крикнула «Вот мать плачет, а тебе все равно, хоть бы подошла успокоить» - и так во многих случаях, я всегда хочу сделать как лучше, но она воспринимает все на свой счёт, например: Я ей говорю: «Мам, не позволяй директору на работе так с тобой разговаривать, он же тебя унимает» - «ты хочешь сказать что я бесхарактерная? Что у меня ничего не получается самой? Я сама все решу, не лезь» - я не понимаю как на это реагировать, ведь я хочу ее поддержать, а она видит только во всех словах критику в свой адрес. Когда я ей говорю, что она самая лучшая, она не верит, говорит что я не люблю её, что мне на неё все равно, но эти слова очень ранят меня, я говорю что это не правда и ухожу в комнату плакать, ведь не могу терпеть уже все это, она заходит в комнату с криками: «И чего ты плачешь???У тебя умер кто-то??»-я стараюсь сделать вид, что я успокоилась и потом она начинает сама на себя злиться: «Я плохая мать, я заставила тебя плакать»- но несмотря ни на что я считаю ее самой лучшей, но я уже не могу так, честное слово, ссоры у нас очень часто, 2-3 раза в неделю со скандалами, она меня не понимает вообще, из мухи слона делает, а я видимо не понимаю ее, почему она так изменилась, почему все, что я бы не сделала, не сказала - это плохо? Делаю идеальный порядок дома, чтобы на выходных она отдохнула - говорит: «Это что, порядок? Я на выходных все переделаю, меня такой порядок не устраивает». Учусь очень хорошо - ей мало, хочет оценок ещё выше, я и так все свои силы трачу на это. Как бы я не старалась ей угодить - все не так и это новый повод для ссоры. Иногда, когда мои нервы на исходе, я тоже могу сказать резкие слова, например: «Хватит уже, почему ты постоянно так со мной поступаешь? Неужели я самая плохая дочь в мире?? Мне это все надоело, ты меня не понимаешь совсем» - это ее обижает...Если она хочет выйти погулять и просит меня составить ей компанию, а я отказываю ( очень устала по учёбе, иногда ложусь под утро) - обижается и не разговаривает со мной вообще, объясняя это тем, что когда мне что-то нужно было, она соглашалась. Вчера снова была ссора, я ушла в свою комнату, у меня снова слёзы, она пришла и начала плакать, что она меня довела до слез, что она плохая, хочет со мной снова дружить, но я не могу вечно терпеть эти ее перепады настроения. У нас может разные позиции в жизни, она злится на мои слова (например когда говорит «ужас, как можно было так одеться (на человека)» - «Это его дело, пусть одевается как хочет, его же жизнь» ...Ещё когда ей плохо, я стараюсь сделать все, что угодно, лишь бы стало лучше ей, но она говорит, что мне плевать на неё, что мне нет дела до неё, очень задевает, ведь я отдала бы ей свою жизнь, лишь бы ей стало лучше....
Я не знаю как восстановить с ней отношения, я очень хочу, но не знаю, от этого мне очень плохо. Спасибо большое..!
Автор вопроса: Ольга Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Варюхина Ольга Валерьяновна.
Здравствуйте, Ольга.
Вы пишите, что до 14 лет вы с мамой были как подруги, мама выполняла свою функцию взрослой, а Вы свою функцию маленькой дочки. После 18 лет всё кардинально изменилось. Я могу предположить несколько гипотез (Именно гипотез ибо точную причину можно выявить только на личной консультации и проработать её)
Вы выросли, стали взрослый девушкой. У Вашей мамы может быть кризис опустевшего гнезда, когда ребёнок вырастает и уходит из дома во взрослую жизнь, что естественно, а она боится остаться один на один сама с собой.
Если мама вложила всё своё время в своего ребёнка, заменив материнством личную жизнь (Вы не упомянули об отце, была ли она замужем или в отношениях?), пожертвовав собой, о чём ребёнок не просил, то за эту жертву теперь требует, чтобы и Вы жертвовали собой для неё своим временем и опекали её, заменив ей мужчину.
Не пройдена сепарация, отделение взрослого ребёнка и родителей, не простроены здоровые личные границы.
В 40 лет наступает кризис среднего возраста, когда молодость уже прошла и впереди страх увядания, одиночества, отсюда контроль, манипуляция через обесценивание. Позиция жертвы, ты мне должна, высокая тревожность, тоталконтроль.
Часто в семейной системе происходит нарушение в ролях, а именно, когда дети становятся родителями своим родителям, т.е. меняются местами.
Став для Вашей мамы мамой, а мама ушла в позицию Вашей дочки, Вы даёте советы Вашей маме как поступать (позиция сверху, я родитель тебе, я лучше знаю как надо) и она агрессивно реагирует на это из детской позиции, снизу (не учи меня, сама знаю).
Ольга, хочу ещё раз обратить Ваше внимание, что это только гипотезы, которые я смогла построить на основе Вашего письма. Возможно они прольют свет на понимание того, что происходит с Вашей мамой и с вашими отношениями. Какие истинные причинно-следственные связи можно выявить только на личной консультации.
Мои рекомендации:
Выбирать себя и жить свою жизнь, за жизнь мы в неоплатном долгу перед родителями, но единственная любовь, которая направлена на расставание, это родительская: помочь вырасти ребёнку и отпустить его во взрослую жизнь, не привязывая к себе и не заставляя жить нашу, родительскую;
если есть возможность съехать, снять комнату, квартиру;
обратиться к психологу.
С уважением к Вашему стремлению к своему хорошему, Ольга.