Как убедить взрослую дочь, что ей нужна помощь психолога, как минимум?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У меня проблемы со взрослой дочерью (28 лет). У нас была большая семья, жили с моими родителями и младшим братом. Муж любил выпить, часто скандалил, семья пережила много стрессовых трагических ситуаций, дочь рано вышла замуж, в 18, у нас это наследственное), в 19 родила ребенка, через полтора года они разошлись, муж её пил, они из-за этого ссорились и после попытки её бить они разошлись. Очень скоро появился другой, с ним и живут сейчас в нашей квартире. Я тоже развелась с её отцом пять лет назад, после 25 лет брака, и переехала к своему мужчине загород, но приезжаю в Киев каждую неделю на два дня на работу. Бывший муж ещё какое-то время жил с дочерью, он очень тяжело переживал наш развод и активно втягивал дочь в свои переживания, как это было всегда. Но, со временем, все улеглось, он ушел в другую семью и дочь со своей семьёй осталась в квартире с бабушкой (моей мамой), но она тоже приезжает только на зиму, летом живёт на даче. Так вот проблема в том, что в какой-то момент дочь перестала вести хозяйство, почти не готовят, едят фастфуд или полуфабрикаты, в квартире жуткий беспорядок, особенно в их комнате, как в притоне, упаковки от еды в вперемешку с одеждой, грязной посудой и т.п., она не наркоманка, не алкоголичка..., с парнем они сильно скандалят, ругаются с нецензурной лексикой и так, что их слышат соседи, я не о том "что люди скажут", пытаюсь масштаб объяснить, и в этом живёт моя внучка... ей 8 лет, часто бывает, что она не ходит в школу, они с вечера долго не спят, а утром не могут проснуться, дочь не имеет постоянной работы и не хочет искать, целый день либо спит, либо в телефоне. Ещё беда в том, что бабушка попросила о помощи в мобильном банкинге и дочь без разрешения потратила бабушкины не маленькие сбережения, как бы в долг... мы с мамой в шоке.
Я консультировалась с психологами, говорят "это её жизнь, её выбор..." Но помогите пожалуйста! Ведь есть ещё внучка и у неё сейчас нет выбора! Как им помочь? Мы по разному пытались и по хорошему говорить и ругались. У меня уже впечатление что у дочки с психикой проблемы, она никого не слушает и не слышит, сразу начинает истерику со слезами, криками и обвинениями... Как убедить что ей нужна помощь психолога, как минимум? Кто помог бы ей разобраться с её проблемами. Она хорошая, добрая и не глупая девочка, мы не понимаем что с ней происходит и как ей помочь.Прошу, помогите.
Автор вопроса: Светлана Возраст: 48

На вопрос отвечает психолог Рогова Маргарита Эрвиновна.
Здравствуйте, уважаемая Светлана! Понимаю, как Вам больно и обидно, что у дочери не складывается судьба, а Вы никак не можете на это повлиять или помочь. За взрослых детей мы переживаем порой даже больше, чем за маленьких или подростков, по крайне мере, до совершеннолетия у нас есть право управлять их поведением, что-то запретить или объяснить, постараться сделать всё, что в наших силах, чтобы уберечь их от неправильных, непродуманных поступков, которые могут негативно повлиять на их жизнь и судьбу. А вот взрослого в угол не поставишь, и запретить ничего не можешь.
Давайте разбираться. Во-первых, прослеживается определённая семейная история: ваш муж выпивал, и первый муж дочери тоже. В нынешних отношениях с мужчиной у дочери тоже не всё гладко. Она как будто повторяет семейный сценарий. Это очень печально. Возможно, она считает, что судьба такая, и ничего не хочет менять в жизни. И к психологу вряд ли Вы заставите её ходить. Для того, чтобы работа с психологом была эффективной, человек сам должен решить, что ему это необходимо, и что он готов работать над собой и менять свою жизнь к лучшему.
Для того, чтобы она изменила свои паттерны поведения и повернула свою жизнь в другое русло, она должна посмотреть со стороны на положительные примеры, тогда, возможно, что-то изменится в её сознании, и она захочет трансформировать свою жизнь к лучшему. Какие шаги можно предпринять:
1) Если в вашем окружении есть такие примеры, может быть, среди её подруг, или ваших знакомых, или родственников, попробуйте ей почаще о них рассказывать, какие-то истории из жизни. Но не в плане нравоучений, а просто, как будто вам интересно поделиться с дочерью и услышать её мнение.
2) Не критикуйте и не ужасайтесь, когда приезжаете к ней домой и видите ужасающую картину беспорядка и хаоса. Посочувствуйте ей. Предложите вместе навести порядок, не просто предложите, а действуйте: уберите мусор, вымойте полы, погуляйте с внучкой, займите её чем-нибудь интересным, пока дочь тоже будет что-то делать по дому. Привезите что-то вкусное, попейте вместе чай, побеседуйте. Настройтесь заранее на позитивный лад. Пусть ваши визиты станут для дочери опорой и поддержкой. И акцентируйте внимание и дочери, и внучки на том, как чисто и уютно стало после уборки, и насколько вкуснее поесть домашнюю еду вместо фастфуда
3) Если у Вас есть возможность почаще забирать внучку к себе домой – делайте это! И у себя дома тоже создавайте для неё атмосферу тепла и уюта, занимайтесь с ней уроками, навёрстывайте то, что она пропустила в школе.
4) Опять таки, если есть возможность, вывозите дочь и внучку к родственникам в гости, где они могли бы побыть в по-настоящему домашней обстановке.
То есть, как можно больше примеров семейного благополучия для дочери и внучки.
Это даёт прекрасный эффект переосмысления собственной жизни.
Понимаю, что все эти рекомендации одновременно реализовать не получится. А Вы попробуйте! Начните с любого пункта, и постарайтесь постепенно выполнить все.
Спрашивайте дочь о её дальнейших планах, не навязывайте своё мнение, а пробуйте аккуратно направлять её мысли в позитивное русло. Стройте совместные планы, обсуждайте, что хотели бы купить для внучки, на какие кружки или секции её записать. Обязательно устраивайте совместные посиделки втроём.
Что в это время будет делать мужчина вашей дочери, сложно сказать. Если не будет вмешиваться, пусть сидит и слушает. Если будет – у Вас всегда есть право сказать, что Вы хотели бы пообщаться с дочерью и внучкой без его участия.
Желаю Вам терпения, здоровьяи мудрости!