Устаю от постоянного давления и гиперопеки мамы.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Впервые обращаюсь к психологу, надеюсь Вы меня поймете. В последние несколько лет у меня ухудшились отношения с моей мамой, я у нее единственная дочь..отца нет. Не то чтобы ухудшились просто начались недопонимания, обиды, истерики, скандалы...Это все меня очень огорчает. То ли я такая эмоциональная, то ли с мамой что-то не так, не понимаю..(((( Начнем с того , что у нее одна, у меня было счастливое детство, хоть и денег бывало не хватало, но мама всегда обеспечивала меня всем необходимым, я была очень талантливым, успешным, счастливым ребенком, я очень ее люблю и она меня тоже. и вот прошли счастливые школьные годы, я поступила в медицинский колледж, проучившись 3 месяца у меня обнаруживают заболевание (ревматоидный артрит). Мы с мамой просто были в шоке, конечно потом все поехало поехало анализы, установления диагноза, лечение, ужасные боли в суставах, мне было очень тяжело, я терпела невыносимую боль. Мне было очень больно смотреть на мою маму, она не спала ночами, всегда сидела в коридоре больницы ,ждала когда меня прокапают, похудела очень сильно. Бегала туда-сюда покупая мне лекарства, общаясь с врачами и тому подобное. Мне было ее жаль, а сама я просто впала в депрессию. и вот сейчас как бы прошло четыре года, раньше тоже конечно были истерики, подростковые там , расходились во мнениях, но все было не так, было как у всех, поссорились мирились... А сейчас вот я уже студентка 3 курса, живу с парнем, мама приехала ко мне на новогодние каникулы, когда парень решил уехать к своим родителям. И вот в первые 2 дня было все нормально, но потом.. проблема в том, что она вечно хочет мне что-нибудь купить, например когда гуляем она каждом шагу тебе нужно это тебе нужно вон то, давай купим все мне да мне...по магазинам когда ходим говорит посмотри доча тебе это нужно, давай купим и прям так сильно давит на меня, когда я отнекиваюсь нет мам зачем мне это совсем не нужно, если понадобится я куплю сама. Она начинает вечно ты так никогда с мамой не соглашаешься, а я же о тебе забочусь. Конечно я понимаю что она мама, что она обо мне заботится, но она слишком перегибает палку. Зациклилась совсем на вещах...И еще одна проблема в том, что вот приехала к нам на съемную квартиру и каждый день ходит по всему дому убирается, говорит что как там кто-то за собой не убираю (я просто на просто забыла убрать коробку лекарства с кровати). Всегда сравнивает меня с дочкой своего родного брата, та девушка действительно в доме никогда не убирается, но я всегда прибираюсь, хоть мне и тяжело с больными руками, но я это все стараюсь делать и парень мне помогает. Но вот так вот из-за одной коробки так ворчать, меня это очень огорчило, я расплакалась, я просто уже не смогла мимо этого пройти молча, и наорала((( говорю, мам я просто забыла у меня еще экзамены на носу, а ты на меня ворчишь из-за коробки, сравниваешь с другими, ну не все же должны быть такими идеальными как ты говорю. И такие ссоры участились. я устаю от постоянного ее давления. Всегда настаивает купить там что-нибудь из одежды или текстиля простыней там покрывал...Когда по телефону болтаем тоже там купить надо то купить надо это и вот при встрече тоже(( когда ей отказываешь, это не нужно говоришь она начинает давить и спорить она просто стоит на своем, когда спокойно ей объясняю что не нужно она не понимает и когда повышаю немного голос, она обижается...Вот такие вот дела((((не знаю даже, может слишком зациклилась на мне, или я из-за препаратов такой нервной стала, но я устаю от этой гиперопеки. Навязывания своего мнения. И я всегда боюсь не оправдать надежды других людей, боюсь что мама во мне разочаруется, боюсь получать плохие оценки. Она меня никогда не ругала из-за оценок, я всегда хорошо училась, но вот сейчас когда на 3 курсе мне стало немного тяжело, я боюсь получить плохую отметку на экзамене, я даже не за себя боюсь не за диплом, а реакции мамы боюсь. Даже не боюсь, мне просто будет стыдно.
Автор вопроса: Лина Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Бакулева Елена Олеговна.
Здравствуйте, Лина!
Понимаю, что непросто, начав уже самостоятельную жизнь, угождать маме, принимать непрошенные советы, терпеть давление, когда хочется сделать по своему. Это и напряжение, и внутренний гнев, который начинает проявляться. И сдерживаться становиться тяжелее.
Лина, чтоб вы понимали, тут имеет место гиперопека мамы, и если у вас свое мнение, появляются обиды с ее стороны. И это, конечно, отзывается болью у вас, негодованием, возможно, злостью в дальнейшем. Вы (из письма) очень стараетесь не огорчать маму, чутко реагировать, но сдерживаться будет все сложнее, как вы уже почувствовали, и не надо!
Что можно сделать. Тактично и в то же время твёрдо, запрещать маме предлагать покупки, которые вам не нужны. И в таком духе продолжать. Что будет происходить. Мама, будет упираться, не понимать вас, обижаться. И это будет сопровождаться конфликтами. Это нормально.
У вас идет процесс сепарации, это отделение от мамы. Вы уже живете отдельно. Вы хотите по своему, а мама ещё не понимает, почему вы не слушаете её, еще не перестроилась. Надо будет объяснять маме, что вы уже взрослая, у вас своя жизнь, вы сами решите что покупать, как убирать, может вообще не будете убирать..) Возможно придётся делать это настойчиво. Постепенно, мама будет к этому привыкать, будем надеяться. Это болезненные процессы для обоих, но они иначе не происходят.
Нужно время, чтобы научиться уважать границы друг друга и не нарушать. С любовью, но настойчиво говорить маме о своих желаниях и потребностях "мама, спасибо, я решу сама, я куплю сама, если мне будет нужно", "мама спасибо, я спрошу твой совет, если понадобиться!" "не обижайся, но мне тяжело, когда ты настаиваешь!!"
Лина, сложность ещё будет в том, чтоб вы сами не переживали, так как вас в это время могут сопровождать чувство вины, стыда, страхи, и т.д. Ваша болезнь" ревматоидный артрит " говорит о том, что эти чувства подавляются, чтобы не обидеть. Также подавляется агрессия. Вы пишите, боитесь разочаровать маму, боитесь её реакцию.. Если не будете справляться, обращайтесь к психологу за поддержкой, пониманием, разъяснением ситуации, проработкой болезненных чувств.
Гиперопека вытекает из за того, что мама не живет своими интересами, а все больше вашими. И сейчас, конечно, тяжело будет это ей объяснить. Но нужно, так как вы устаете от этого. Нужно выстраивать границы. Научиться маме, а вам запастись терпением. Это бывает тогда, когда женщина решает всю жизнь посвятить дочери, не выходит замуж, не имеет своих подруг, друзей, своих интересов. Так ли у вас? Или мама все успевает? Гиперопека бывает разной степени. Возможно у вас вполне распространенный вариант, когда ребенок покидает родительский дом, возможно не будет затяжных конфликтов, ссор. У всех по разному.
Надеюсь, Лина, что помогла понять механизм этой ситуации, и желаю вам удачи! Обращайтесь, пишите!
P. S. Вам сейчас очень важно заботиться о самой себе, и маму отодвигать в свою жизнь, хотя это не значит, что вы стали её меньше любить, скажите ей это. Это значит, что вы оба взрослые люди, у каждого своя жизнь, и это нужно уважать!