Как избавиться от чувства долга и вины перед мамой?

Вопрос психологу:
Здравствуйте ! Меня зовут Лиана, мне 21 год. Впервые пишу и не знаю, что нужно рассказать, а что нет, наверно получится длинный и сумбурный текст, заранее извиняюсь. Моя семья для меня всегда была больным местом. Отец был пьющим агрессором, мать с ним ссорилась, дралась и мы с братом выросли на этом. У нас не было хорошего примера. Мама вместо того чтобы уйти от непутевого мужа, удерживала его всеми возможными способами. Так они и прожили 27 лет вместе, в 2019 году он умер от рака, неудивительно, скуривая по 2 пачки сигарет и выпивая каждый день любой организм не выдержит. Он работал, на северах, материальных проблем не было. Но морально он вместе с мамой убили мою психику. Я очень тревожный, рассеянный человек. У меня много навязчивых мыслей, легко подвергаюсь панике, могу на пустом месте заплакать. А главное, то что меня собственно сейчас и беспокоит это то, что мне всегда было жаль свою мать. У нее есть инвалидность 3 степени из за хронической болезни, у нее нет подруг, какие то знакомые есть с кем она болтает по телефону, не более, с сестрами она не общается, все чем она жила и живет это нами, своими детьми. все ради нас, все как лучше, папу терпела из за нас. Брату 27 лет, он до сих пор живет с нами. Из за неправильно воспитания он вырос неблагодарной скотиной, других слов не подобрать, мама сюсюкается с ним и делает все для любимого сыночка, а он воспринимает это как должное. Мы жили в маленьком городке численностью в 70 тыс. чел. Все было хорошо, у нас хорошая 2х комнатная квартира, которая осталась от отца, у брата своя машина, у меня своя, мама работала в соседнем городе получала неплохо, я тоже со 2-го курса совмещала учебу и подработку, которая очень мне нравилась. НО, мой брат больше 6 месяцев сидел без работы. По северам, вахтами он не хотел работать, а образования у него нету. Начинал учиться в двух разных колледжах и бросал. Мама ему работу искала, потому что он играл в видеоигры, и даже не думал как то поменять свою жизнь, так же как и наш отец он выпивал с друзьями. Очень часто выпивал. Мама была на грани. Отца терпели, теперь и сына. Нашли ему работу, в большом городе 150 км от нас, столица нашей республики. Все, он уехал туда, снимал квартиру за 15 тыс руб, первый месяц мама все ему оплачивала. Так получилось, что это год, когда я закончила колледж и поступила заочно на вышку в этот же город. Но это заочная форма обучения и я понимала, что туда раза 2 в год приехать только. НО маму осенило, что нам всем нужно переехать в эту столицу, потому что «большой город это большие возможности !» Вот причины которые сподвигли ее: 1. Брат снимает квартиру за большие деньги 2. Я поступила туда учится ( но это заочно и не было необходимости) 3. Сделать так, чтобы брат не вернулся в город, который его портит, к друзьям собутыльникам 4. Так как у мамы хроническая болезнь, мама посчитала разумным перебраться в город, где медицина более развита, чтобы было удобнее наблюдаться и лечится при необходимости 5. Уехать с города и квартиры, которая ей надоела Вот 5 причин и вуаля мы продали квартиру и переехали в большой совершенно чужой город. Я продала машину чтобы добавить на квартиру. Но все равно не хватило, потому мы залезли в ипотеку в миллион. Так получилось что мы тут 2 месяца и успели заразится и переболеть коронавирусом, уже месяц лечимся все вместе и честно, я никогда так много времени не проводила с ними. В родном городе я была либо на учебе, либо на подработке, либо с друзьями, или просто каталась на машине. Но тут мне приходится с ними быть 24/7 и это невыносимо, мне правда тяжело. Отца нет, а ссоры и ругань не прекратились, брат вместо отца, вечно недовольный и мама сюсюкается с ним, ругаются они, не выдерживаю и бывает встреваю я. Мало того что город чужой, нет подруг, нет моего молодого человека рядом, так еще эта ситуация. Я как мы переехали сделали более менее ремонт сразу устроилась на работу, но так же сразу мы и заболели. через неделю карантин закончится и я выйду на работу, жду не дождусь. Нужны деньги, за учебу заплатить. Мне нравилась моя жизнь в родном городе, я не люблю суету, люблю природу, не стремлюсь к какой то роскоши и «лучшей» жизни. Единственное, чего мне всегда хотелось это спокойствия, стабильности. Я 7 месяцев встречаюсь с парнем, он меня на 9 лет старше. Честно я не встречала таких людей, он очень хороший человек. Но не смотря на то, что ему 30 он мало чего добился в жизни, снимает квартиру, имеет свой автомобиль и мало оплачиваемую работу. Образование какого то пту, по которому он не работает. И причина по которой все так, это судимость за спиной, 3 года. Он сразу рассказал мне о ней, когда мы только начинали общаться. Может именно благодаря ей в нем есть та мудрость, то умение ценить жизнь и все что он имеет. Он прекрасный человек, на него можно положится, и я люблю его. Помогал с переездом, с ремонтом, брат то ничего делать не умеет. Мама была рада такой помощи. Маме он нравится как человек, но его работа нет и само собой про судимость она не знает и говорить ей я не собираюсь. С его стороны было предложение жить вместе. Причём давно, еще до моего переезда, но я была не уверена тогда, а когда была уверена боялась реакции мамы, а потом переезд. Я хочу жить со своим парнем в своем маленьком городе. но не знаю как добиться согласия мамы. Да и совесть не позволяет оставить ее, она всегда делает все для нас. Мне ее жаль. Но сама умом понимаю, что не хочу быть как брат, я хочу самостоятельности, мне надоело все делать так как хочет мама. Мне надоели ее манипуляции и ощущение своей виновности в чем то. Я не знаю что делать, а может и знаю, но боюсь последствий. Если я буду жить так хочу, то буду чувствовать себя виноватой и с мамой испортятся отношения. Я не могу избавится от чувства долга перед матерью. Я чувствую себя виноватой, если делаю что то по своему. Я правда запуталась и начинаю бояться своих желаний, считая их неправильными, ведь они идут в разрез с мамиными. Прошу помочь советом. С уважением Лиана, 21.
Автор вопроса: Лиана Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Моисеенкова Ксения Владиславовна.
Добрый день, уважаемая Лиана. Благодарю за столь подробный рассказ. Ваша вина - результат незавершенной сепарации от мамы, а также излишней жалости. Вы пишете: "А главное, то что меня собственно сейчас и беспокоит это то, что мне всегда было жаль свою мать. У нее есть инвалидность 3 степени из за хронической болезни, у нее нет подруг, какие то знакомые есть с кем она болтает по телефону, не более, с сестрами она не общается, все чем она жила и живет это нами, своими детьми. все ради нас, все как лучше, папу терпела из за нас." 3 группа инвалидности - вполне рабочая, самая легкая, это серьезный повод для жалости? Отсутствие подруг - выбор вашей мамы. К тому же, во взрослой жизни чаще бывают хорошие приятельницы, чем подруги, а они-то у мамы имеются. Может она не так уж и несчастна как это вам представляется в голове? "Все ради нас, все как лучше, папу терпела..." А вы просили терпеть? Вам было лучше? К чему было это героическое "самопожертвование"? Судя по всему, вашей маме нравится такая роль... мученицы во имя спасения, во имя вашей жизни. А вы эту роль активно поддерживаете своей жалостью. Зачем? Как бы вам самой не скатиться в мученицы. С точки зрения обывателя вы, конечно, рассуждаете правильно и логично, очень высоконравственно. Но с точки зрения психологии за такой вот напускной нравственностью иногда кроется некий психологический дефект. Проблема. У вашей мамы эта проблема есть. Она сама сделала из себя жертву. Она получает из этого некую выгоду. Может, вас на поводке. А может, повышает чувство собственной значимости. Подумайте, что вам дает ощущение жалости? Вы тоже зачем-то его испытываете. Может, вам кажется что с ним вы более живая. "Я хочу жить со своим парнем в своем маленьком городе. но не знаю как добиться согласия мамы. Да и совесть не позволяет оставить ее, она всегда делает все для нас." Ну, уважаемая Лиана, так не получится. Нам бы хотелось, чтобы все было гладко и легко, но так не бывает. Иногда приходится принимать тяжелые решения. Таково начало взрослой жизни. Такова цена за свои решения. А пока вы мамина дочка, ребенок, решения за вас будет принимать мама. Хотите вырасти - сделайте свой выбор. Каким бы страшным он вам не казался. Это первый шаг к сепарации - психологическому отделению от родителя. Шаг к взрослению. Сделайте выбор и сообщите о нем. Волшебных таблеток тут нет. Только ваше решение. Готовы ли вы взрослеть или хотите быть как брат? У всего есть цена. Здесь вам тоже придется немного поплатиться своим спокойствием. А вообще, ваша сепарация должна была начаться пораньше. Бунтовали? Возникали против мамы? Или же этот период миновал вас? Тогда почва должна была быть прощупана. Или вы идеальный солдат? С идеальной совестью? Совесть - это хорошо. Но только до тех пор, пока вы не становитесь манипулируемой. "Мне надоели ее манипуляции и ощущение своей виновности в чем то." Вот вы сейчас ощущаете вину... и боитесь ее испытать после ухода. Так какая разница? Вина - это ВАША реакция. Вы ею пропитаны. А мама это чувствует и давит на ваше слабое место. Что стоит за этой виной? Вы виноваты перед мамой? В чем? В том, что родились? В том, что она такая несчастная, положила свою жизнь на вас? Так это ее выбор, не ваш. Мама внушила вам, что вокруг все маргиналы - и отец, и брат и даже вы плохая, ведь вы ощущаете вину. Но на самом деле в отношениях участвуют двое и виноваты они поровну. Ваша мама сделала свой выбор. И череда ее выборов оказала влияние на вашего брата, на вас. Так простите ее и себя. Мама не дева Мария. Будьте благодарны ей за все, что она для вас сделала. Но не возносите ее в ранг святых мучениц. Отбросьте жалость, она здесь ни к чему. "Я не знаю что делать, а может и знаю, но боюсь последствий." А какие самые ужасные могут быть последствия? Мама наругается? Кинет в вас тапком? Надуется? Или вы все-таки боитесь не мамы, а своего чувства вины? Тогда решать вопрос надо не с мамой, а с собой. Ваша мама, вероятно, считала, что всем должна и что все это должны ценить. Вы, вероятно, унаследовали нечто подобное. Теперь вы тоже всем должны. Но на самом деле вы никому ничего не должны. Это ошибка мышления. Стереотип. В будущем, это будет крючок, на который вас будут все подлавливать: коллеги, муж, дети. Поставьте на первое место себя. Уберите мученицу внутри. Делайте шаги РАДИ СЕБЯ. "Я правда запуталась и начинаю бояться своих желаний, считая их неправильными, ведь они идут в разрез с мамиными" Теперь вы уже взрослая. И можете сами себе стать мамой. Попытайтесь избежать в этом ошибок вашей настоящей мамы. Проанализруйте где ваши суждения, а где мамины. Где мамины чувства, а где ваши. И разделите их. И перед переездом лучше начать полагаться на себя, а не на мужчину. Иначе вы просто пересядете с одной шеи на другую. Как вы видите, легких путей, к сожалению, нет. Чтобы сепарироваться нужно сказать жесткое "нет". Сказать свое слово. И это может быть неприятно, больно. Но так происходит взросление. Выбор за вами. Удачи!