Как помочь маме пережить развод?

Вопрос психологу:
Мне 27 , мои родители разводятся. Все началось 10 лет назад когда папа впервые изменил маме. Мама угрожала разводом но отпустить папу не смогла. И папа на протяжения всех этих лет периодически изменял с разными женщинами. Мама каждый раз когда узнавала об очередной измене, страдала. Так она заработала себе рак груди. Я и мой муж сделали все возможное чтобы ее вылечить. Папа даже ни разу ее не навещал когда она лежала в больнице, более того он обвинял что она ему изменяет и т.д. Это был тяжелое для меня время. Все легло на мои плечи. Но для меня важнее было просто вылечить маму. От того, как мама каждый раз страдала из за папы, я уже предлагала ей развестись. Но она не решалась. С папой у меня отношения хорошие , в их отношения я старалась вообще не лесть. И вот , папа сам решил уйти от мамы. Подал на развод и мама в депрессии. Она не хочет его отпускать. Т.к. я старшая доча (нас трое девочек) мама возлагает на меня всю ответственность. Она хочет чтобы я занималась её бракоразводным процессом, ссылаясь на то что она не в состоянии думать и голова сейчас совсем не соображает. Все юридические дела поручает мне. Хотя мама привыкла часто перекладывать ответственность на меня. И в целом хочет чтобы все ей помогали , но сама себе помочь не хочет. Мне очень больно видеть как с каждым днём она чахнет на глазах. Сейчас она живет временно со мной, заработала снова себе болячку и пока лечится у меня дома. Я пытаюсь с ней говорить о том , что жизнь на этом не заканчивается. О том как сильно я люблю её и что всегда буду рядом. Но, она как живой труп , опустила руки не живет а просто существует. Мама хочет чтобы все ее жалели, и умоляет о помощи почти каждого. Хочет завышенное внимание к себе , обижается на меня если я просто занята своими делами. Я итак все своё время посетила ей, но ей этого не хватает. А папа , нашёл себе другую и никак не хочет отказываться от развода. Теперь вопрос, подскажите мне пожалуйста как мне быть ? Что делать ? И как помочь пережить эту депрессию маме?
Автор вопроса: Эля Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Эля!
Развод – это событие, которое может коснуться любого, особенно сейчас, когда есть свобода выбора вариантов развития собственной жизни и люди могут более смело и решительно действовать в случае недовольства отношениями. Но еще это закономерное событие, если отношения строятся не на уважении и доверии между партнерами, на страхах и привычках, которые сложно признать и понять участникам отношений.
В случае же измен с одной стороны и нежеланием принять выбор партнера с другой стороны это еще и показатель серьезных личностных проблем, которые приобрели в отношениях крайнюю форму развития и осложнений на телесном уровне.
Еще Толстой заметил, что каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Что именно удерживало в отношениях родителей Вашей семьи так долго сейчас трудно судить, не познакомившись с ее историей более подробно. Но, очевидно, что это не доверие и не уважение. Возможно, когда-то, страсть, возможно, даже долг, больше склоняюсь к тому, что привычка и страх одиночества и ответственности. Потому что с одной стороны – измена, с другой – не желание признавать разрыв и отпускать партнера. Потому что, со стороны женщины желание переложить ответственность и решительные действия по заботе о себе, любимой, на кого-то, теперь более подходящего, а со стороны мужчины – неумение и неспособность сделать это решительно и без кишкомотства с «отсроченным» причинением боли партнеру.
Я, конечно, все понимаю, из разряда «она отдала нам свое внимание и любовь и теперь нуждается в нашей поддержке». Но! Именно в поддержке, а не в перекладывании ответственности за свою несостоявшуюся жизнь на плечи детей. И какая бы она не была «яжмать», нужно вспомнить, что еще она взрослый человек, который должен брать ответственность за происходящее в жизни, каким бы происходящее не казалось несправедливым и неправильным. И то, что все так заканчивается, как всегда виноваты оба – не хотели замечать действительность, не признавали свою слабость или не верили в свою силу, искали оправдания, вместо того, чтобы искать способы решения.
Что делать Вам? Разделить «зоны ответственности» в этом вопросе, а может быть и еще в нескольких (тут прозвучало, что на Вас свалили не только заботу о здоровье матери, но и решение более серьезных вопросов). Вы уж простите за прямоту, но такие беспомощные перед неприятностями люди склонны становится «обузой» для другого, поскольку не привыкли самостоятельно сталкиваться с трудностями и решать их. И хоть она Вам и мама, но, может так случиться, что она станет Вам «дочерью», о которой Вам придется заботиться совсем как о своем ребенке. И делать она это будет неосознанно, потому что психосоматику никто не отменял! А такое явление, ка рак, не важно чего, а в принципе само заболевание, пор сути своей, ощущение недостатка внимания и заботы со стороны окружающих, собственной ненужности и бесполезности. Что именно «отзывается» для Вашей мамы сказать не берусь, но инфантилизм встречается и в достаточно зрелом возрасте.
Есть ли выход? Скорее всего, он не понравится Вашей маме и будет с ее стороны воспринят как очередное предательство, только теперь Ваше. Да и Вам будет сложно разобраться с тем, чтобы не опекать, а поддерживать, не брать на себя ответственность, а помогать в случае необходимости, отстраниться, но не бросить. Звучит противоречиво и непонятно для большинства людей, привыкших жить в слиянии с другим. Но сепарация вообще жестокая штука. Но только пройдя через боль отделения от другого можно получить понимание себя и своих возможностей самостоятельно.
Попробуйте уговорить ее на личную психотерапию. Работа со специалистом, если получиться заинтересовать Вашу маму этим, поможет ей лучше понять происходящее и найти в себе силы и возможности расстаться с болезненным прошлым и подумать о другом, боле счастливом будущем. Потому что с разводом жизнь не прекращается. Потому что у нее уже есть много всего, чем она может гордиться и считать своим достижением – ее дети, их будущее, в котором она будет не ипохондрическим балластом, а активным участником, да и ее будущее может быть наполнено другими, более счастливыми моментами. Главное, не замыкаться на том, что «все пропало»!
С уважением, Елена Гладкова