Отношения с матерью зашли в тупик. Она меня человеком не считает. Как поступить?

Вопрос психологу:
Моей матери 80 лет, мне 50. Она всегда была жестким, авторитарным, даже деспотичным человеком, была руководителем, привыкла все контролировать. После смерти отца и на фоне сенильной деменции все эти качества усилились, плюс эгоизм, подозрительность. Я развелась с мужем больше 20 лет назад, и мужчин к ним почти не возила. Вернее, они были все не такие, одни недостатки. Часто к ним езжу. Но 2, 5 года назад я стала жить с хорошим мужчиной, он ездил к родителям помогать. Она его невзлюбила, даже возненавидела. Ей кажется он хочет ее отравить, ограбить. Что он со мной живет ради какой то мифической выгоды, он мне не пара, хочет отнять квартиру. Требует чтобы он у нее не появлялся, и чтоб я с ним рассталась. В ход идут истерики, шантаж, скандалы, угрозы. Но мне нужна в частном доме мужская помощь, да и хотелось бы чтобы она признала мой выбор. Она меня человеком не считает. Как поступить? Ситуация невыносимая. Она его не примет никогда, но и мне идти у нее на поводу не хочется. Меня стала еще больше обвинять, что я неблагодарная, для меня они сколько сделали, а мне только деньги от нее нужны. В итоге я не могу удержаться, мне обидно, постоянные скандалы, сил нет. Как быть???
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 50

На вопрос отвечает психолог Грудкова Татьяна Викторовна.
Здравствуйте, Татьяна!
Вашей маме 80 лет. У нее сенильная деменция или проще говоря – слабоумие. Это психиатрический диагноз. А вы пытаетесь общаться с мамой как со здравомыслящей.
Вы правильно заметили, что в таком состоянии у больного человека заостряются негативные черты характера. Такой человек плохо контролирует свои эмоции. Возможны резкие беспричинные колебания настроения.
На начальных этапах болезни повышенная тревожность делает больного подозрительным. Таким больным кажется, что вокруг враги, которые хотят причинить вред или что-то украсть.
Идет постепенное разрушение мозговых центров. Картина мира в сознании больного становится неустойчивой. Человек теряет уверенность в себе. Из-за этого появляется недоверие к окружающим.
Постепенное ослабление памяти, нечеткая ориентация во времени и пространстве, нарушение мелкой моторики, бессонница делают больного человека раздражительным или плаксивым.
Ваша задача - относиться ко всем негативным поступкам мамы как к проявлению болезни. Вряд ли в ее состоянии она способна реалистично видеть достоинства или недостатки вашего мужчины. Нет уже никакого резона ей что-то объяснять или доказывать.
Маму изменить вы не сможете. Сложившаяся ситуация тоже вряд ли изменится. Остается только изменить свое отношение к тому, что происходит.
Я бы рекомендовала вам всеми силами избегать конфликтов. Можно же просто не отвечать на мамины претензии? Не нужно обсуждать с мамой спорные темы. Старайтесь разговаривать с мамой очень спокойно и размеренно. Такие больные очень чутко реагируют на тон голоса.
Будьте инициатором общения. Навязывайте свою тему беседы. Обсуждайте с мамой ее самочувствие, погоду, еду, телевизионные программы, которые она смотрит. Темы должны быть нейтральными. Как только видите, что у мамы появляется раздражение или слезы, отвлекайте ее. Если мама совсем не контролирует эмоции, проконсультируйтесь с врачом. Успокоительные препараты и ноотропы помогут немного сгладить ее состояние.
Ваша мама нуждается в спокойной обстановке. Ей нужен полноценный сон и ежедневная двигательная активность. Деменция неизлечима, но ее развитие можно замедлить.
При отсутствии лечения и разбалансированности эмоционального состояния симптомы болезни могут резко усиливаться.
Я желаю вам выдержки и терпения!