У меня никогда не будет внуков.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Дина. Мне 65 лет. Я вдова, муж умер 8 лет назад. Двое взрослых сыновей - 45 и 38 лет. Они женаты. У старшего сына жена на 12 лет моложе его. У младшего, наоборот, старше на 8 . У обеих невесток не будет детей. У жены старшего сына две внематочные беременности, трубы удалены. Искусственное оплодотворение она делать не хочет. Жена младшего сына до 45 лет не могла забеременеть, они проверялись, делали ЭКО, но результат плачевный. Я не могу свыкнуться с мыслью. что наш род на моих детях обрывается, с завистью смотрю на бабушек с колясками. Так же страшит будущее сыновей в их старости. Они останутся одинокими, без поддержки. Но менять что-то в своей жизни (расходиться, сходиться) сыновья не хотят. Старший объясняет свое нежелание менять свою жизнь с обстановкой в стране (безработица, низкие заработки). Мол, в наше время и без детей выживать трудно. Но ведь жили как-то наши прадеды - войны, голод, а детей поднимали. Однако мои примеры сыновья не слышат. Невестки тем более. (
Автор вопроса: Дина Возраст: 65

На вопрос отвечает психолог Грудкова Татьяна Викторовна.
Здравствуйте, Дина!
Я вас очень хорошо понимаю. Если вы привыкли жить интересами семьи, то отсутствие внуков – очень сильная печаль, граничащая с тоской и разочарованием. Весь, накопленный вами опыт, весь объем заботы и любви, которые вы надеялись реализовать в общении с внуками, остаются невостребованными. Я сочувствую вам.
Мне очень хочется вас поддержать. Но, к сожалению, от ваших желаний и усилий, в сложившейся ситуации почти ничего не зависит.
Ваши невестки тоже не сразу смирились со своими ограничениями. Обе делали попытки забеременеть. Они вероятно, тоже огорчались и страдали, но когда убедились, что их усилия безуспешны, то смогли найти для себя новые цели и смыслы. Наверное, правильнее было бы не напоминать им о детях. При всей их самодостаточности это может быть болезненная для них тема.
Мне очень нравится молитва немецкого богослова Карла Фридриха Этингера „Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого. “
Каждый человек сам кузнец своего счастья. Перед нами открыты многочисленные пути. На каждом отрезке жизни наши потребности меняются. Чтобы найти свое счастье нужно выбирать из того, что нам доступно. Так сложилось, что привычные и желанные для вас роли жены, матери, бабушки уже не могут наполнить вашу жизнь счастьем.
Я бы очень рекомендовала вам не опускать руки, а поискать для себя новые цели и новые смыслы. Можно всю вашу нерастраченную любовь направить на себя. Понимаю, что для вас это непривычно. Просто попробуйте. Вспомните, о чем вы мечтали, и до чего никогда не доходили руки, и дайте себе это. Учитесь окружать себя своей заботой и вниманием. Проверьте здоровье и подлечитесь, если есть необходимость. Пересмотрите свой гардероб и привычные развлечения.
Составьте свой режим дня таким образом, чтоб чувствовать себя счастливой. Готовьте себе вкусную и полезную еду, иногда балуйте себя деликатесами и десертами, встречайтесь с подругами, гуляйте в парках. Посещайте бассейн или спортзал. Найдите для себя интересное хобби. Вступите в группу по интересам, чтоб обновить круг знакомых и не чувствовать себя одинокой. Заведите домашнее животное.
Взрослые дети мало нуждаются в родительской помощи. Но есть одна вещь, которой мы еще можем научить наших взрослых детей. Мы должны показать им на собственном примере, как можно в зрелом возрасте жить полноценно и счастливо.
Я желаю вам новых открытий и удовольствий!