Умер отец, мама пожилая и чувствует себя одиноко. Как ей помочь?

Вопрос психологу:
Добрый день! Пару месяцев назад от нас ушел папа, было ему уже за 80, внезапно скончался от скоропостижной болезни, никто был к этому не готов, в первую очередь мама. Я и сестра живем отдельно от нее, правда в последние пол года я жила с родителями, так как меняла место жительства, но сейчас мне нужно переезжать в свою квартиру, а я вижу, что мама в депрессии. Она не просит меня остаться с ней, даже наоборот говорит тебе надо свою жизнь строить, а я тут сама справлюсь. Но вижу, что она мучается от одиночества. Подруги у нее уже почти все ушли из жизни, работать она уже не пойдет в таком возрасте. Вижу, что она весь день прокрастинирует, просто сидит в телефоне, настроения нет, и донимает нас с сестрой звонками по телефону по несколько раз в день. На дачу одна ехать отказывается, в общем, я вижу, что у нее хорошее настроение только когда я или сестра рядом, но я не могу остаться с ней жить. Иногда у нее проскальзывают фразы "не знаю, что буду делать когда ты уедешь". Подскажите, каким образом я могу ей помочь? Чем она может заняться? Рукоделие не для нее, готовить она не любит, в огороде копаться тоже не особо и одна она находиться не может. Я предлагала ей какие-то общества или курсы, где бы она могла познакомиться с кем-то, но она тоже отказывается. Все ее общение кроме нас сводится к звонкам 2 подругам, которым она весь разговор рассказывает, что у меня или у сестры произошло, какие-то подробности с работы или личной жизни (это очень раздражает). Я просила ее не рассказывать, так как мне это неприятно, она говорила, что не будет, потом я слышала, как она снова обсуждает меня с подругой. В связи с этим мне пришлось ограничить и рассказы, таким образом наше с ней общение тоже весьма странное. Что в такой ситуации могу сделать я? Каким образом поддержать? или как себя с ней вести?
Автор вопроса: Марина Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Марина, здравствуйте!
Примите мои искренние соболезнования вашей утрате! Думаю, что к такому никто и никогда не бывает готов. Всегда хочется верить, что все самые родные и близкие люди будут с нами как можно дольше.
Еще очень мало времени прошло, чтобы ваша мама «привыкла» к тому, что она осталась одна. Она просто не понимает, чем может занять себя. Ей непривычно от такого одиночества, поэтому она и находится в таком состоянии.
«Она не просит меня остаться с ней, даже наоборот говорит тебе надо свою жизнь строить, а я тут сама справлюсь» - в такие моменты, благодарите маму и говорите ей, что, конечно, она сама справится, потому что она такая умничка. И что если что – вы ведь всегда рядом и сможете приехать. Было бы хорошо, если бы вы вспомнили пару каких-то ситуаций, в которых мама справилась с какой-то сложной задачей. Например: «Мама, ты у меня такая сильная. Я всю жизнь восхищалась твоим умением….. А помнишь, как когда-то ты смогла….». Такие фразы будут напоминать вашей маме о том, что она действительно сильная и со всем сможет справиться. Потому что вам, действительно, нужно строить свою жизнь и жить отдельно.
Если вы с сестрой живете в одном городе с мамой – договоритесь с сестрой, что вы по очереди будете навещать маму. Вплоть до того, что договоритесь, кто и в какой день недели будет у мамы в гостях. Хотя бы на час – чтобы мама понимала, что вы рядом, вы ее любите и она не одна.
Когда мама «донимает нас с сестрой звонками по телефону по несколько раз в день» - постарайтесь не злиться на нее и отвечать спокойно. А иногда – не дожидаясь ее звонка – позвоните ей сами. Ей будет очень приятно.
Далее, если ваша мама любит обсуждать подробности вашей жизни – не злитесь на нее. Понимаете, в ее жизни вообще ничего не происходит – поэтому она и живет только жизнями своих дочерей. О чем ей еще говорить с подругами? Она ведь не со зла и не из желания обсудить или осудить вас. Просто ей больше не о чем разговаривать.
Поэтому подбрасывайте ей какие-то подробности из якобы вашей жизни. Точнее – вы можете рассказывать ей о том, что произошло с кем-то из ваших знакомых. Вы можете даже просто пересказывать ей какие-то фильмы или истории людей, прочитанные в интернете. Так вы будете давать вашей маме «тонус» для разговоров с подругами.
Чтобы поддержать маму и не дать ей сильно затосковать и уйти в депрессию еще глубже – вашей маме нужны какие-то новые смыслы для того, чтобы жить. И на данный момент только вы с сестрой можете ей в этом помочь. Подумайте, что ваша мама когда-то любила делать? Возможно, вспомните какие-то моменты или ситуации, когда мама делала что-то необычное. Напомните маме об этом. Но не нужно при этом строго и нравоучительно говорить, что «мама, тебе нужно чем-то себя занять. Займись вот этим». Все ваши разговоры об этом «увлечении» должны быть просто как ваши детские воспоминания. Возможно, что-то и зацепит вашу маму и ей захочется этим заняться.
Как вариант – если мама в состоянии и у нее нет противопоказаний – можно подумать о том, чтобы подарить маме котенка или щенка. Это значительно добавит забот вашей маме, и она будет чувствовать себя нужной. А, например, во время выгулки собачки ваша мама может познакомиться с теми, кто выгуливает своих собак. И так ее интересы немного расширятся, и появится больше смысла для жизни. Но это только в том случае, если мама в состоянии ухаживать за животными.
Вы можете придумывать для вашей мамы какие-то поручения (если мама в состоянии). Например, в каком-то магазине что-то вам купить. Отнести какие-то вещи в химчистку/ремонт/… Просить ее приготовить вам ваше любимое блюдо в тот день, когда вы к ней приедете. Мягко, нежно и спокойно как бы заставляйте вашу маму «двигаться». И обязательно благодарите ее за все, что она делает для вас.
Если у вас есть еще родственники и у вас с ними хорошие отношения – попросите их поддержать маму. Иногда позвонить или даже заехать к ней в гости. Так вы расширите круг маминого общения, и ей будет не так грустно.
Отнеситесь сейчас к маме с пониманием, как к маленькому ребенку, который вдруг остался один. Со временем она потихоньку привыкнет к новому образу жизни и найдет чем себя занять. Но для этого нужно время, ваша забота и понимание.
Мариночка, мудрости вам и терпения!
С уважением, Лелюк Алина