Дочь в 20 лет ведет себя инфантильно, что делать? Не может мотивировать себя учить неинтересный предмет.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уже не знаю, к кому обращаться. Дочь хорошо училась в школе, окончила музыкальную школу, участвовала в олимпиадах, поступила в университет. Однако с 15 лет начались проблемы в общении с ней: лживость, скрытность, причем врет даже по мелочам, манипулирует. Прогуливала школу с 10 класса, сейчас на дистанционном обучении не может себя заставить делать ничего- читает и учит только ради хороших оценок. Говорит, что не может мотивировать себя учить неинтересный предмет. Делает все в последний момент, например, курсовую работу нужно выполнить за 2 месяца, она начинает о ней задумываться только за 2 недели до сдачи. И так во всем, несколько лет назад я и подумать не могла, что все так закончится. В детстве она даже плакала из-за четверок, была очень любознательной и организованной. Когда спрашиваю об интересе к экономической безопасности или желании работать по специальности, не знает, что ответить. Хочет стать программистом и интересуется только предметами, связанными с математикой и информатикой.
Подскажите, пожалуйста, как вернуть интерес к жизни и специальности у дочери.
Автор вопроса: Марина Возраст: 44

На вопрос отвечает психолог Балятина Ирина Алексеевна.
Уважаемая Марина, ребенок в 20 лет - это уже не ребенок, а взрослый самостоятельный человек. Помочь дочери, если ей на самом деле нужна помощь, можно только в том случае, если она обратится сама! И сама расскажет, какие у нее мысли, чувства возникают по этому поводу. По-другому, увы, не получится.
Но с Вашей тревожностью мы можем работать. Судя по рассказанной Вами истории, Вы сами (или кто-то из семьи) придает очень большое значение успехам в учебе. Если ребенок плачет из-за 4, то он понимает, что не оправдал чьих-то ожиданий. Что она не достаточно хороша и может таким образом потерять расположение взрослых. Ее чувства в этот момент не важны, главное, соответствовать идеалу.
То же происходит и сейчас. Вы сами говорите, что учится только ради оценок! Потому что "надо хорошо учиться"! А зачем надо, кому надо, ради чего, она не понимает. В любом деле важен интерес. Когда человек увлечен, как говорится, "горит" чем-то, то мотивация приходит сама собой. На интерес приходят идеи, развитие и, как правило, успех в последующей деятельности. Но если учеба идет "из-под палки", мало вероятно, что даже успешно окончив ВУЗ, человек будет счастлив в своей профессии. Поэтому лучшее, что Вы можете сделать для дочери - это разрешить ей услышать свои истинные желания, даже если они противоречат Вашим ожиданиям.
Если же она действительно увлекается информационными технологиями и хочет заниматься только ими, то поддержите ее в том, что остальные предметы нужно просто дотянуть (хоть как-нибудь), ради диплома, который в дальнейшем откроет ей большие возможности для любимого дела. Человек так устроен, что он не может быть на 100% успешным во всех областях. Например, если у нее математический склад ума, то история и литература будут даваться с трудом. Чтобы быть отличником везде, потребуется колоссальное количество сил и энергии, что впоследствии обязательно приведет к выгоранию и нежеланию что-либо делать вообще. В чем-то полезно снизить планку. Поэтому еще раз поговорите с дочерью. Услышьте ее настоящие стремления. Возможно, она боится разочаровать Вас или услышать критику в свой адрес, поэтому и молчит о своем отношении к будущей профессии. Помните, что все прогнозы на будущее - это лишь картинка в голове, которая может никогда не реализоваться (жизнь очень быстро меняется, невозможно предсказать завтрашний день). А Ваша дочь реальна, ее чувства реальны. Здесь и сейчас ей нужно понимание, принятие, сочувствие и поддержка. Другой помощи от Вас не требуется.