Сын не помогает. Лень это продукт воспитания или болезнь и как с ней бороться?

Вопрос психологу:
Я инвалид первой группы после инсульта себя обслуживаю сама. Но помощь нужна. Живу вдвоем сыном в трёхкомнатной квартире. Которая уже захламлена до ужаса. Сын не убирает. Не делает ремонт. Мне за собой трудно ухаживать. А приходится ещё и за ним. Он неприхотлив. Ничего не требует. Когда прошу. Не отказывает. Но ничего не делает. Потом. Потом. Нет мотивации. Нет желания. Хотя все понимает и все умеет. Проблем куча. Но он их не решает. А они накапливаются и увеличиваются как снежный ком. Только истерикой и скандалом могу потребовать вынести мусор или пропылесосить. Начинаю кричать и плакать. Он тогда обозляется и становится агрессивным. Или крушит все в доме или уходит куда то. А потом все успокаивается и все. Снова ничего не двигается с мертвой точки. Да надо. Да. Хорошо. И все на месте. Говорит. Нет мотивации. У него нет девушки. Он не верит. Что может быть семья и дети у него. Ему 28. Не знаю. Что делать. Пробовала сказать. Чтоб уходил и жил сам чтоб я хоть не видела но уходить некуда и как я тебя оставлю одну. Что делать не знаю. Схожу с ума. Пробовала привыкнуть и не замечать. Но не получается и жить так мне трудно физически.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 55

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Ирина, здравствуйте!
Искренне сочувствую тому, что вы переживаете в отношениях с вашим сыном.
К сожалению, только по вашему письму сказать, почему ваш сын ведет себя именно так – сложно. Поэтому, не имея возможности слышать ваши ответы на мои вопросы, я буду всего лишь предполагать. А вы, отвечая сами себе честно и искренне на мои вопросы, возможно, поймете, что вам нужно делать.
Для начала вам нужно успокоиться, как бы странно это не звучало. Подумайте о том, что наверняка у вашего сына есть причина быть именно таким, а не другим. Он с самого детства ничего не хотел, не требовал и не просил? Он чем-то увлекался в детстве? Вы привлекали его к помощи, когда у вас все было хорошо со здоровьем, или тянули все сами на себе? Были ли у вашего сына какие-то большие разочарования в жизни? Он раньше встречался с девушками? Почему он не верит, что у него может быть семья?
Сразу скажу – если вы хотите, чтобы ваш сын изменился – вам нужно будет измениться самой. Нужно будет работать над собой. Потому что в любых отношениях вся ответственность всегда делится поровну. Не бывает такого, что один во всем не прав и лентяй, а второй – во всем прав. И если в отношениях пошло что-то не так или вам не нравится, как ведет себя ваш ребенок – вы тоже несете за это ответственность. Так как на каждое наше слово или действие всегда будет ответная реакция второго человека.
Понимаете, насильно или принудительно вы не сможете изменить вашего сына. Работа с психологом помогла бы ему гораздо быстрее, но он должен сам этого захотеть. Поэтому вы можете, налаживая ваши с ним отношения, изменяя ваше мнение о нем – изменить и его отношение к себе, к вам и к жизни.
Перестаньте мысленно с ним ругаться и быть им недовольной. Вспомните о его хороших качествах и думайте о них. Перестаньте его жалеть мысленно и вслух. Начните к нему относиться как к сильному и мужественному мужчине, который немного запутался в своих целях, смыслах и желаниях.
Далее, вам нужно сблизиться с вашим сыном. В этом помогут душевные разговоры о тех временах, когда все было хорошо. Например, можете повспоминать сыну какие-то ситуации из его жизни, когда он был “победитель”, когда у него получилось что-то сделать не только очень хорошо, но и просто хорошо. Помогите ему вспомнить о том, что у него раньше что-то получалось. А значит и сейчас у него есть все возможности и шансы на “победу” и достижение своих целей.
Говорите сыну искренне о том, что вы его любите. Просто за то, что он ваш сын. Что верите от всей души, что у него все получится и все будет хорошо. Что сейчас у него именно такой этап в его жизни и вместе вы его пройдете. Что если ему нужна будет помощь или поддержка – вы всегда рядом.
Следующий момент, когда просите его что-то сделать, говорите такую фразу: “Сынок, ПОМОГИ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА, сделать...”. Возможно, не с первого раза ему захочется что-то делать, но вы не срывайтесь на крик и не нервничайте, а спокойно повторяйте: “Помоги мне, пожалуйста”.
Обязательно! за каждую его помощь хвалите его и благодарите. Только искренне и от всей души. Даже за какую-то незначительную мелочь.
Спокойно интересуйтесь его жизнью. Спокойно – это без критики, оценки его поступков и т.д. Если в тему вспомнятся какие-то ваши жизненные истории – рассказывайте. Но не поучительно, как учительница на уроке, а по-дружески. Чтобы он чувствовал, что у него есть искренний друг, с которым можно поговорить обо всем, что его волнует.
Спрашивайте у сына – чего бы ему хотелось и делайте для него то, что в ваших возможностях. Это поможет ему вспомнить о том, что его желания могут исполняться. В процессе разговора говорите о каких-то ваших желаниях. Не требуя ничего и не ожидая, что он должен это сделать.
Одним словом, постарайтесь стать для вашего сына другом. Ему сейчас очень нужна поддержка и человек, который в него верит.
И еще такой момент – не ждите быстрых результатов. Ваш сын за один день после одного разговора не станет сразу мотивированным жизнелюбом. Но постепенно вы сможете помочь ему полюбить жизнь и поверить в себя. И тогда в вашей жизни начнется другая история, где вы будете более счастливы оба.
Мудрости вам и терпения в общении с сыном!
С уважением, Алина Лелюк