Меня раздражает моя мать во всем, чтобы она ни сделала или ни сказала.

Вопрос психологу:
Меня раздражает моя мать во всем, чтобы она не сделала или не сказала, даже как ест скрючивавшейся. В детстве росла без отца, иногда он приезжал, но очень редко, в дошкольном и младшем школьном возрасте постоянно дома были гулянки и мужики, помню как она перепила и потом её тошнило при мне, а я переживала, что она умрет, в целом мама хорошо ко мне относилась и я даже считала её очень доброй, я никогда не была без еды, но я всегда была будто одна. В школу с первого класса просыпалась сама, еда всегда была, но я её бывало не ела, потому что не успевала сама себе сделать бутерброд например, мама в это время спала. В классе втором у меня появился отчим, он очень хорошо помогал мне с учебой и относился ко мне хорошо, я стала лучше учится. Мама моя очень обидчивая, ей слова не скажи, шуток совсем не понимает, всегда виноваты все, но не она, из-за этого они стали часто ссориться с отчимом, я была практически всегда на его стороне, помню он изменил ей, когда они вместе отдыхали на природе, и она пришла домой и обвинила меня что ей пришлось за мной идти, потому что я уехала с природы, хотя до этого я могла ходить и уходить когда угодно. В итоге когда я была в девятом классе он ушёл к другой, и вот там начался её жуткий депресняк, она говорила что я ее не понимаю, не сочувствую и тд. Однажды она демонстративно пыталась спрыгнуть с балкона, я тогда не поняла что это была показуха и очень испугалась. Потом у неё были идеи сжечь его машину, на которую она сама заработала, а он забрал, но в итоге я уговорила её этого не делать. Как то я ушла в школу и она попросила мой плеер, я дала, придя со школы она упрекнула меня в том, что я слушаю одну фигню, где неразделённая любовь и тд, конечно мы поссорились. Потом она часто приходила домой после каких либо праздников и плакала, а когда я приходила домой она все время ко мне придержалась. К одиннадцатому классу она успокоилась, отошла так сказать, купила себе машину, сдала на права. Я стала замечать, что у неё язык без костей, она могла на родительском собрании рассказать какие-либо личные вещи, потом в классе это обсуждали мои одноклассники, меня это жутко бесило, я стала ей высказывать, начались частые ссоры… После окончания школы я уехала учится в другой город, мне было очень тяжело расстаться с мамой, я переживала и скучала, но потом стало легче, я даже могла не звонить пару дней. На втором курсе я вышла замуж, родилась дочь, жили с родителями мужа, свекровь очень хорошая, я с ней лажу, она очень тактична, никогда не лезет, всегда с осторожностью спросит и если видит, что не хочу говорить никогда не настаивает. И когда приезжала мама, я видела огромный контраст. Меня это злило. Злило что она к нам с мужем в комнату может зайти без стука, как она громко говорит и тд. Но когда она уезжала, то на расстоянии у нас вроде всё было хорошо. Мой второй ребёнок никак к ней не привязан, видно что он не любит её, просто игнорирует всегда, я всегда думаю, что виновата я, так как он видит как она меня раздражает. Старшая тоже особой любви не питает, ее раздражает как она иногда на неё ворчит и может отпихнуть, если та накрошила когда она только убрала например, свекровь так никогда не делает. Прошлым летом мама продала квартиру и переехала к нам в город, купили ей квартиру в нашем районе. Пока делали ремонт она жила с нами, я видела как всех напрягал её сиротский вид и показуха что ее никто не понимает, я виню себя, что не могу переступить и пожалеть, наоборот меня это раздражало больше всех. В итоге она переехала, все проблемы с установщиками приходилось решать мне, она ничего не могла, они садились ей на шею. Я говорила ей чтобы она соблюдала субординацию с ними, а она нет, они придут она их называет на «ты», рассказывает что-то, они расслабляются и делают как попало, кухня вообще вся шаталась. В итоге всё сделали, она сидела на каких то каплях и всё время говорила, что у неё стресс, ходила с несчастным видом и пахло от неё этой настойкой. Муж мне всё время говорит, что надо быть сдержанной, что я агрессивно отношусь к ней, что так нельзя, она же моя мама. И я тоже так думаю, говорю себе что больше так не надо, но каждый раз она меня выбешивает. Она стала звонить моему мужу и жаловаться на меня, при чем не договаривая обстоятельств. Сейчас я беременна третьим ребёнком. У меня было подозрение на угрозу, слава богу всё обошлось. Вчера при разговоре с ней она меня опять стала раздражать, на что она мне сказала, вот ты злая, поэтому у тебя все болячки, не злись и угроз типа не будет (хотя это даже связи не имело, у меня просто эрозия кровила). Меня просто понесло, муж сказал, что я виновата, надо быть сдержаннее, она уже в возрасте. Но она каждый раз это говорит и ещё таким блаженным тоном, она как будто нашла средство манипуляции надо мной. Стало создаваться впечатление будто она мне этого желает, хотя я знаю что это не так. Потом я чувствую вину за то что так реагирую и так всегда.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Павловская Гражина Чеславовна.
Добрый день!
Хорошо, что хотя бы сюда вы написали все накопившееся: так тоже выпускается обида. Глубокая обида ребенка, страх за маму, раздражение за то, что это вам НУЖНО БЫЛО БЫТЬ ВЗРОСЛОЙ рядом с незрелой мамой.
Это тяжелая ноша для ребенка: быть в роли взрослого. Почему я сделала такой вывод? Вы долджны были контейнировать маму, она не могла выдерживать своих чувств и проживать их (демонстрация попытки суицида, обвинения, что вы слушаете ерунду и т. п.).
Вас понесло, когда вы услышали от нее, что вы - злая. Конечно!
Вы имеете право злиться на нее. Есть за что. "Да, мама, я злая. Я так злюсь на тебя!" Это первый шаг к тому, чтобы снизить чувство вины.
С одной стороны, да, это мама, это святое (запрет на негативные чувства, он силен во всех культурах). С другой - мама должна быть взрослой изначально. И не класть на ребенка свою часть жизни и ответственности.
Поэтому первое: позвольте себе злиться на нее. "Запретная" злость все равно будет прорываться. Злиться - это не значит рвать связи, скандалить и так далее. Это ВИДЕТЬ свою злость и давать ей место. За злостью стоит ваша глубокая боль. Потерять ее. Видеть ее несчастной: дети с открытой душой, искренне и полностью включаются в "спасение" родителей. И я не знаю ни одного случая, когда ребенок правда смог "спасти"...
Второй шаг: прожить детские обиды. Поплакать. Вспомнить себя, маленькую. Отплакать и отпустить свое детство, в котором вы как будто были одна.
Третий шаг: стать СЕБЕ САМОЙ мягкой заботоливой мамой, которая - контейнирует и успокаивает, мягко РАЗРЕШАЕТ разные чувства. Которая - на вашей стороне всегда. Вы сейчас сама мама, в вас уже есть это начало... Станьте мягче к себе. Научитесь ПОНИМАТЬ. что с вами происходит, когда мама так себя ведет. Внимание не на маму и ее поведение, а на: что я сейчас чувствую в связи с этим? Как - я? Про себя. Не про нее.
Это будет вас отделять.
Иногда это длинный терапевтический процесс, иногда хватает несколько осознаний, проживаний, чтобы отпустило.
Когда вы начнете принимать себя и свои чувства, принятие появится и по отношению к маме. Да, она не станет другой. Но вы сможете спокойнее воспринимать ее как отдельного взрослого человека. На которого вы имеете право не быть похожей.