Старший сын винит меня в смерти младшего.

Вопрос психологу:
Не понимаю как жить дальше. Испытываю огромное чувство вины. У нас вся семья заболела ковидом. У нас с младшим сыном Даниилом (27 лет) были раньше отеки Квинке. Я пыталась сдать анализы на аллергены-у нас сказали нет такой возможности. Живем в Томске. Теперь Гинзбург сказал, какие надо сдавать. Прививку не сделали. Пыталась договориться, что бы делали под прикрытием антиаллергенных препаратов-отказали. Мне бы добиться этого, искать знакомых и эту тему додавить. Но я не смогла это сделать. Муж заболел первым. Мы заболели всей семьей, Даниилу было легче всех нас. Он приготовил ужин на новый год. Второго января нас с мужем в больницу увезли. Потом поехали в больницу и сыновья. И вдруг очень быстро и Дани началось ухудшения. Я была в реанимации 8 дней муж 1 день. (Я месяц была в больнице -поражение легких 85 процентов. Как выжила-чудо. )А сыну было плохо и его перевезли в другую больницу. Потом положили на ЭМО , он пережил пневмоторокс, гидроторокс, сепсис. Меня домой выписали. И мы по телефону несколько раз разговаривали. И вот его должны были снимать с аппаратов . И порвалась вена и эти врачи не смогли ее зашить И наш сын умер . Мы так ждали , так надеялись, так верили. Мы понимали, что ему трудно-он терпел. Он был очень мужественным. Последний раз. поговорили по телефону. Спросила его Как ты? Он сказал нормально. Мы тебя любим. Я вас тоже. И все это его последние слова. 12 февраля 2022 года он умер. Как жить? Старший сын считает меня виноватой в том , что я не поставила прививку. Что не настояла на том, что бы Даня соблюдал диету Может если бы не было лишнего веса он бы выжил. Сын не называет меня мамой теперь. Мне так плохо, что нет слов.
Автор вопроса: Лариса Возраст: 56

На вопрос отвечает психолог Петрова Лариса Борисовна.
Здравствуйте, Лариса!
«Мне так плохо, что нет слов» - я Вам искренне соболезную по поводу утраты сына.
Признаюсь честно, что мне очень тяжело в рамках письма оказать Вам помощь, но я постараюсь хотя бы обозначить мишени, куда двигаться и на что опираться.
Исходя из представленной информации, я вижу, что ваше горе нужно бы разделить на 2 части, если так можно выразиться : Вы потеряли сына и плюс к этому огромному горю добавились обвинения старшего сына в ваш адрес.
Начнём с части обвинений.
«Старший сын считает меня виноватой в том , что я не поставила прививку. Что не настояла на том, что бы Даня соблюдал диету» - Лариса, увы, Вы не сможете заставить думать и считать его по-другому, это его право. Нельзя забраться в голову другого человека, прибраться там и «разложить» всё должным образом – так, как нам хотелось бы. Поэтому важно другое – ЧТО думаете по этому поводу Вы? Я думаю следующее:
Вашей вины НЕТ НИСКОЛЬКО и НИ одной капли в смерти сына.
Вот мои доводы:
1.Я лично себе НЕ ставила прививку и никому из родных не советовала это делать, так как я не верю в её чудодейственную силу. Коронавирус до сих пор не изучен и непонятно, откуда образовался, поэтому я рассуждаю так: как можно вводить лекарство, если природа вируса ещё не выяснена? Это моё сугубо личное мнение, конечно.
А вот откуда у вашего сына такое твёрдое убеждение, что если бы была сделана прививка, то исход был бы иной? Чем это подтверждается? Какой статистикой? Какими исследованиями?
Опять говорю про себя – я БЕЗ прививки переболела ковидом. Да, было тяжеловато, но относительно нормально, а мою приятельницу — с ПРИВИВКОЙ откачивали в реанимации, например.
Из моего не очень далёкого окружения есть другой пример – мужчина умер на третий день после сделанной прививки, до этого особо не жалуясь на здоровье. И как тут можно сделать вывод – это случилось в результате прививки или совпадение?
Поэтому я Вам советую первым делом категорически и безоговорочно: выкинуть на помойку все мысли по поводу своей вины, так как доказательств обратного – нет. Снять с себя все обвинения!
Да, неприятно, но если ваш сын не хочет видеть ситуацию в истинном свете - ничего не поделать. Простите его за НЕобъективные рассуждения. Он заблуждается, только и всего.
2. Стоит учесть одно важное обстоятельство – вашему сыну было 27 лет. Он уже не ребёнок, поэтому обвинения в том – « Что не настояла, что бы Даня соблюдал диету» - вообще полный абсурд. Каким образом Вы бы могли это выполнить, интересно? Как можно насильно заставить другого взрослого человека что- то делать? А почему тогда ваш старший сын НЕ настоял, не сделал этого? Он также является взрослым мужчиной, вообще-то, и почему именно он— не добился для брата прививки и не уговорил соблюдать диету, поговорив с ним по-взрослому. Вы также можете переложить всю ответственность на него. С чего бы вдруг он решил «записать» Вас в виноватую?
3- мой довод, Лариса.
Я сейчас читаю одну книгу и в ней главный герой частенько говорит мудрую фразу: « Я не вмешиваюсь в дела Божьи…».
Понимаете, о чём я? Срок нашей жизни в руках Бога, Высшей силы и для каждого он установлен свой. Наша ЗЕМНАЯ задача — качественно прожить свою жизнь. Срок жизни вашего сына , очевидно, был установлен именно такой, вот что хорошо бы Вам принять и не быть Богом по отношению к жизни других людей.
Давайте теперь перейдём ко второй части.
У вас впереди тяжёлая работа — прожить горе.
Я не знаю, к сожаленью, верующий ли Вы человек, Лариса.
Верующему человеку, безусловно , тяжело, но всё таки гораздо легче прожить утрату близкого человека.
Ничего не поделаешь, здесь на планете Земля никто из людей ни проживает без утрат, они неизбежны в нашей жизни .Всегда у нас кто-то уходит безвозвратно, мы не застрахованы от этого , увы.
Я лично 3 года назад потеряла маму, потом чуть позже – умер брат.
Так как я верующий человек, то верю в то, что когда уходит человек – умирает его физическое тело, земная оболочка, а душа – не может умереть, она бессмертна, просто переходит в иное измерение, продолжая свой путь во Вселенной. Да, очень больно, что я никогда не смогу обнять, например, свою маму и брата, прикоснуться, услышать голос, но я уверена, что с ними всё в порядке и наши души непременно встретятся. Позже, но встретятся.
Понимаете, Лариса, нет другого способа прожить горе, кроме как пройти СКВОЗЬ него. У меня, увы, нет для Вас другой новости — Вы только лично сможете пройти через своё горе.
А хорошая новость в том, что никто Вам не может и помешать это сделать. Нужно время, работа горя должна быть выполнена, это процесс, который имеет несколько стадий.
Год, два – нужно проживать горе столько, сколько потребуется. Любая утрата меняет нашу жизнь, не будет – КАК прежде, но будет по другому и жизнь свою нужно выстраивать.
Работа горя ( горевание) много из чего состоит. Я Вам советую обратиться к психологу, чтобы найти поддержку в этом трудном пути.
Самое основное – не требовать от себя многого, а идти маленькими шажками, каждый день. Вам нужно выстроить ежедневную заботу о себе в первую очередь - посоветуйтесь с врачом ,как ваше состояние здоровья, тем более Вы сами тяжело перенесли вирус, а последствия ковида очень долго дают о себе знать. Например , у меня через несколько месяцев дала сбой щитовидная железа.
«Озадачьтесь» физической нагрузкой, Вам надо хорошо питаться, высыпаться и т.д.
Если Вы НЕ будете заниматься собой – ЕЩЁ сложнее пройти сквозь горе и пережить утрату.
Говорят, что «время – лечит». Но оно «лечит» при активном участии самого человека.
Самое первое - освободиться от эмоциональной привязанности от ушедшего человека. Это не значит — забыть сына , не значит, что вы не любите умершего своего ребенка. Это значит ПРИНЯТЬ, что он не будет частью вашей дальнейшей земной жизни, да он будет жить только в вашей памяти, но у Вас никто и никогда не отнимет – воспоминания о совместных делах, проведённом времени. Да, нельзя обнять, поговорить, но можно и нужно – вспоминать, рассказывать о нём и молиться.
Самое лучшее, что мы можем делать для ушедших от нас дорогих нам людей – молиться за них, за их души.
Я каждое утро молюсь простой молитвой за маму : « мама, я желаю твоей ДУШЕ счастья». Потому что, когда мы слишком страдаем—здесь на Земле, то мы утяжеляем, усложняем движение Души умершего человека во Вселенной.
Советую Вам в помощь замечательную книгу «Наутро после потери», автор – Боб Дейтс. Постарайтесь её прочесть.
Уверена, что Вы найдёте в ней для себя что-то полезное.
Обращайтесь на консультацию, буду рада оказать Вам помощь и поддержку.
Надо жить , Лариса, и двигаться дальше. Вам дана жизнь и нужно пройти весь отпущенный срок на планете Земля, какие бы невзгоды и потери ни случались.
Берегите себя и заботьтесь о себе!
Дополнительную консультацию вы можете получить также по почте [email protected] или по ватсап, вайбер, телеграмм +79502475881.
С уважением, Лариса Петрова