Как отстоять свои личные границы с мамой и бабушкой?

Вопрос психологу:
Добрый день. Мне 28 лет, замужем есть дочь. Никогда нигде не работала. Год назад закончила курсы, открыла своё дело. Мне нравится тем чем я занимаюсь, муж, дочь, друзья, кумовья поддерживают.. но только не родственники (кроме папы). С папой у нас отношения нормальные.. с мамой они в разводе.
С мамой близких отношений никогда не было, вообще мне кажется что я не оправдала ее ожидания. Не за того замуж вышла, не так дочь воспитываю, толстая, внучка много кушает и даже однажды поставила перед выбором «мужем и ею» чего я и не поняла. На неё у меня большая обида, и я стараюсь не общаться. Но и в принципе наше общение заканчивается тем что я не такая, а она всегда права.
Бабушка контролирует каждый мой шаг. Контролирует это мягко сказано, она выслеживает меня возле работы! Где я, с кем я, до скольких, если я ушла пройтись с подругой, я не правильно делаю. По ее словам, моя работа это полное ггг…и как я начала, так быстро и закончу. Я объясняла ей что если она будет так продолжать себя вести, я не буду с ней общаться. Но слышать меня не хочет. Я перестала отвечать на телефонные звонки, если я иду с ребёнком гулять, мой муж говорит что мы спим.. иначе будет кипишь. На работу я иду за час, чтоб меня не караулили. Если я снова начинаю отстаивать свои границы, то бабуля манипулирует своей смертью. Очень я устала от такого, подскажите пожалуйста как отстоять свои границы? Как правильно себя вести в такой ситуации?
Автор вопроса: Ирина Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Гатиева Людмила Федоровна.
Здравствуйте, Ирина!
Сепарация/отделение от родителей – очень важная и необходимая часть взросления человека. Но не всем ее удается пройти вовремя и без сложностей.
Очевидно, что у Вас этот процесс не завершен. Вас не устраивает нарушение Ваших границ мамой и бабушкой. Вы описали и физическое нарушение границ (бабушка подкарауливает около работы) и психологическое (требование отчета о своих действиях). Конечно, такого не должно быть.
И границы необходимо выстраивать. Причем, Вы должны четко понимать, что не сможете изменить ни маму, ни бабушку, ни их мнение о Вашем муже, о вашей семье и Вашей работе. Это их мнение.
Но Вы в силах изменить свое отношение к этому и свое поведение. Тогда могут измениться и ваши взаимоотношения. Похоже, что Вы долго терпите их вмешательство, а потом, когда терпение иссякает, ставите ультиматум: «Не буду общаться.» А в ответ получаете манипуляцию не тему смерти, которая обнуляет Ваш ультиматум. И все повторяется.
Поэтому, Ирина, терпеть не надо, а надо проанализировать ваши отношения отдельно с мамой и с бабушкой.
Выпишите себе, какими Вы хотите видеть ваши отношения, что Вы хотите изменить в них, что для этого надо сделать Вам.
Зачем бабушке Вас караулить около работы? Она Вас собирается не пускать на работу? Хочет проводить? Какая у нее цель? Что случится, если она узнает, что Вы с ребенком пошли гулять? Дети должны дышать свежим воздухом. На какую тему будет кипишь? Он точно также может случиться, если она узнает, что вы легли спать днем. Попробуйте узнать у нее. Та тактика, которую Вы выбрали, а именно избегание, позволяет Вашей бабушке загонять Вас в угол и получать в конечном счете желаемое. Чего Вы боитесь, Ирина?
Вы – взрослая женщина, Вы – мама, жена. У Вас своя семья, а Ваши родственники, являясь Вашей расширенной семьей, не могут диктовать Вам свои условия. Но только в том случае, если Вы с мужем финансово не зависите от них. Тогда это будет той ценой, которую Вы, а теперь уже и Ваша семья (Вы, муж и ребенок), вынуждены платить за помощь, которую они Вам оказывают.
И если такая зависимость есть, а «цена» стала слишком высокой, продумайте с мужем варианты выхода из этой зависимости. Обсудите возможные варианты, наметьте вместе цели. Потому что, наверняка Вашего мужа такая ситуация тоже не радует и ему неприятно Вас постоянно «прятать» от родственников. Это в конечном итоге начнет сказываться и на ваших отношениях. А когда ребенок подрастет, то автоматически будет втянут в эту игру.
Перестаньте прятаться. Вы знаете мнение бабушки о Вашей работе, поэтому не обсуждайте с ней эту тему. «Бабушка, ты изменила свое мнение? Нет, тогда не будем касаться этой темы. Мне это неприятно.» Говорите о своих чувствах.
Бабушка манипулирует своей смертью. Попробуйте посмотреть на это философски. Поразмышляйте о смерти. Что Вас пугает, Ирина? У Вас так силен страх смерти? Человек смертен. Примите неизбежность самого факта смерти.
Если Вы понимаете, что бабушка Вами манипулирует, то попробуйте не закрываться от этой манипуляции, а включитесь в процесс, а слова придут сами по ситуации.
За что Вы в обиде на свою маму? Это очень важно, Ирина. Обида – коварное чувство, оно разрушает человека изнутри. Что стоит за Вашей обидой?
Страх? Страх поступить неправильно? Страх не оправдать ожиданий?
Печаль? О чем? О том, что родители развелись? Что мама пыталась строить свою жизнь? О нехватке родительского внимания и любви?
Злость? За что?
Постарайтесь максимально честно ответить на эти вопросы, Ирина. Расширьте их.
Взрослый тем отличается от ребенка, что способен сам дать себе опору и защиту. Сам стать себе «родителем». Найдите в себе этого «родителя».
И постарайтесь простить свою маму. Это нужно прежде всего Вам. Это поможет и вашим отношениям.
В любом случае Вам решать, как строить свою жизнь.
Надеюсь, что мой ответ будет Вам полезен. Если возникнут вопросы, обращайтесь. Желаю Вам терпения, мудрости и счастья!
С уважением,
Гатиева Людмила Федоровна
Тел. 8-916-605-44=81
[email protected]