Постоянно устраивает скандалы. Как научиться общаться с мамой?

Вопрос психологу:
Добрый день! До 32 лет я практически всегда жила с мамой. На небольшой период моего первого замужества, я жила отдельно, а потом, когда родилась дочь, я развелась с мужем и вернулась к маме. Через 4 года познакомилась с мужчиной, мы купили квартиру и стали жить отдельно, поженились. У нас все хорошо. Но вот с мамой отношения все хуже и хуже с каждым днем. Расскажу по порядку: мама привыкла, что я всегда рядом, она с детства все знала обо мне, всех моих друзей обязательно надо было звать в гости и мама потом говорила мне, кто хороший, кто плохой. Когда начались отношения с парнями, мама всегда была против, ни один ее не устраивал, все были недостойны. От нее я ничего не могла утаить. Даже дверь в ванную комнату если я закрываю и принимаю душ, начинался скандал. Мама говорила, что у меня не должно быть секретов от нее. Когда я начала встречаться со своим нынешним мужем, каждый раз, приходя домой, я выслушивала упреки и скандалы. С трудом все это пережилось, мы даже расписались тайно, а только потом ей об этом сказали. Теперь, казалось бы, живя отдельно, все должно наладится, но не тут то было. Теперь у мамы новое оружие - моя дочь. Так как она неродная моему мужу, несмотря на то, что он ее любит и воспитывает, моя мама пытается ей внушить, что он плохой, чужой, что семья - это она, я и бабушка, а он никто. На почве этого постоянно возникают скандалы. Ребенок - младший школьник, поэтому бабушка вызвалась помогать забирать ее из школы ( хотя мы хотели отдать ее в продленку), то есть времени вместе они проводят много, соответственно от ребенка я постоянно слышу что-то плохое про моего мужа и про меня. Это невыносимо. Еще момент с выходными: если в выходные мы выехали на природу и не взяли с собой маму, то это трагедия, за ней последуют обиды, она может неделю со мной не разговаривать. Если я что-то новое себе покупаю из одежды, то у меня возникает какое-то чувство вины, так как мама постоянно говорит мне: новую вещь купила, я ее у тебя не видела. Такое чувство, будто я должна покупать вещи только с ее согласия. Если я допустим, не прихожу к ней несколько дней подряд, она говорит, что у нее давление, сердце, ей плохо, одиноко, никто ее с собой не берет, а сидеть летом в жаре ей тяжело. Я, честно, не против ее брать с собой, но после этого обязательно будет скандал, который морально очень истощает. Плюс на людях она пытается всем доказать, как сильно она любит внучку, а я плохая мать, только заставляю ее что-то делать, постоянно озвучивает мне суммы, на которые она купила мороженое или фрукты, дорогую икру и постоянно говорит, что мой ребенок очень любит это есть. Все эти моменты я очень тяжело переживаю, постоянно плачу после очередной ссоры. Много раз пыталась с ней поговорить, прошу ее найти себе занятие по душе, но все бесполезно. Как только начинаю указывать на ее ошибки, она сразу срывается на скандал. Последнее время выбираю тактику молчать, но внутри все равно очень тяжело. Помогите, пожалуйста. Что мне делать? Ведь она моя мама, я не хочу совсем с ней не общаться, но и такое общение доставляет мне одни страдания
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Чугунова Светлана Леонидовна.
Екатерина, добрый день! Не хочется вас расстраивать, но у вас с вашей с мамой со зависимые отношения. Ваша мама активно вмешивается в вашу жизнь, пытается вас контролировать, активно манипулирует вами, а вы к сожалению, так воспитаны, что вам очень сложно вести себя спокойно, пытаться строить свою самостоятельную жизнь. Так как вы написали и озвучили вашу проблему, вы все-таки понимаете, что что-то в ваших отношениях не так и вы задумываетесь, а что же я могу сделать с этим, начало вами положено. Теперь только надо постараться выдержать и быть непреклонной, потому что сопротивление со стороны вашей мамы будет очень сильным. Вам нужно начать выстраивать с вашей мамой личные границы, потому что сейчас их нет. Если бы они у вас были, то не было бы такого поведения со стороны вашей мамы. А сейчас вы имеете то что имеете. Вам надо понять и принять тот факт, что у вас есть семья и вы справе с ней проводить свое время и маму вы приглашать не обязаны. Если она обижается, выражает вам свое недовольство, это ее право, но вы никоим образом не должны зависеть от этого недовольства и обиды. Это сугубо только вашей мамы, но никак не ваше. Вы можете с ней общаться, но только тогда вы можете, а самое главное, когда захотите, понятно, что она вас шантажирует своим недомоганием, но предлагайте ей вызвать скорую, но никак не кидайтесь ей на помощь и бросайте свою семью. Уверена, что недомогание сразу быстро может пройти, говорить ей надо четко и жестко, что вы можете приехать, но только в определенный день, если будет время. Ведь таким образом мама ваша вас пытается так контролировать, она таким образом пытается сделать все чтобы вы от нее зависели, а ей было чем заняться. Надо это прекращать, если вы хотите жить счастливо, жить своей жизнью, вам надо научиться понимать саму себя, вы должны в первую очередь знать, а чего хочу я сама, не надо быть для всех быть хорошей и удобной, вам надо быть самой себе самым близким человеком, полюбить себя, и не ждать от других людей одобрения, а хвалить себя самой. Примите свою маму со всеми ее претензиями к вам, примите ее и признайте, что она такая какая есть и другой скорее всего не станет, подготовьтесь к разговору, потому что скорее всего ваши требования к ней будут ей приняты в штыки, поэтому надо быть готовой к потоку критики, гнева, криков, сцен с заламыванием рук и потери сознания, но вы можете потребовать от вашей мамы что теперь вы будете общаться по-другому, начните строить свои выходные так как надо вам, а не вашей маме, понимаю сложно, но это надо прежде всего вам, и как бы это горько не звучало, но вы не обязаны любить вашу маму настолько, что вам должны стать безразличны ваш ребенок и муж. Это неправильно. В первую очередь у вас должны быть вы и ваша семья. У мамы должна быть своя жизнь, увы, но это так. Вы не должны испытывать чувства вины, ни в коем случае, вы должны понять человека, почему он так себя ведет, зачем он так себя ведет, но ни в коем случае не должны чувствовать себя виноватой из-за этого. Это ваше право уделять внимания вашей маме столько сколько вы можете предоставить, а не посвящать ей всю свою жизнь. Стойте на своем. Знаю будет очень сложно, потому что ваша мама столько лет вами благополучно манипулировала и теперь, когда вы начнете ломать это все у нее, будет надежда что вы, сдадитесь и все вернется на круги своя. Если будет тяжело, то думаю, что есть смысл обратиться вам все-таки к специалисту, потому что не каждому человеку удается выйти из этих разрушающих отношений. Если ваша мама будет сопротивляться новому общению, может быть есть смысл взять паузу в отношениях, а потом снова попытаться повторить свои новые условия.