Папа постоянно унижает меня и мою маму.

Вопрос психологу:
Мне 18 лет. Родители в разводе уже долго время. С 12 лет жила с мамой. Несколько месяцев назад приехала к папе, решила у него пожить и поработать. Впервые дни всё было спокойно, но сейчас каждый раз всё хуже и хуже. Постоянно говорит про маму плохое. Говорю ему ,чтобы он про нее ничего плохого не говорил. Он злиться, что я ее защищаю. Пытается настраивать меня против нее, говорит, что ей на меня наплевать. Хотя я знаю , это не так. Сейчас начал унижать и меня. В том году не поступила в университет, были на то причины. Решила, что поступать буду на следующий год. Баллы у меня хорошие, а папа думает, что я просто не смогла поступить. Хотя я уже несколько раз объясняла. Говорит, что я тупая идиотка. Буду мыть полы. Без него я стану НИКЕМ. То, что сама я не поступлю. Хочет, чтобы я поступила в этом городе и жила с ним. А я не хочу, хочу в другой город. Когда я ему это сказала, такой скандал был. Начал говорить, что я предатель, кому ты нужна в другом городе. Он очень сильно портит мою самооценку. Я и правда начинаю чувствовать себя бездарностью. И знаете, мне иногда стыдно, но я даже не знаю почему. Когда говорю, что хочу к маме не отпускает, орет. И я понимаю ,что тихо мирно я отсюда не уеду. Придется сбегать, но мне его становится жалко.
Автор вопроса: Алина Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Антышева Ольга Валентиновна.
Алина, здравствуйте! Постараюсь прояснить, в какой ситуации Вы оказались сейчас.
Из Вашего рассказа я поняла, что родители расстались давно, более 6 лет, но судя по поведению Вашего отца, он до сих пор эмоционально не может «отпустить» свою жену.
Скорее всего, что пока Вы жили с мамой, ситуация развода немного забылась для Вашего отца, а Ваше присутствие снова и снова будит в нём негативные переживания и эмоции.
Также сделаю акцент на том, что разводятся мужчина и женщина, это отношения двух взрослых людей. Если сами по себе мужчина и женщина умеют нести ответственность за свой выбор, чувства, действия, то ребенок не будет втянут в эти отношения. В Вашей ситуации ровно наоборот.
Ваш папа, вероятно сам имеет нерешенные психологические проблемы, поскольку продолжает жить обидой на Вашу маму (говорит Вам о ней плохо, злится, когда Вам это не нравится).
В настоящий момент, к сожалению, Ваш отец никак не является для Вас опорой в плане поддержки Ваших планов на учебу и на жизнь. Вместо придания Вам уверенности, что всё получится, если что-то делать и идти вперед, он «хватается» за Вас, как за соломинку, в надежде оставить Вас возле себя. Таким образом, он Вас «не отпускает» от себя в большую, взрослую жизнь.
Награждая Вас эпитетами: тупая, идиотка, будешь мыть полы, станешь никем, по факту он формирует для Вас «сценарий неудач». С такой «верой в себя», в свои силы, действительно трудно что-то начать делать, добиваться успехов, и по неволе начинаешь чувствовать себя бездарностью.
Пока Вы будете «обслуживать» страхи и проблемы Вашего отца, Вы не будете двигаться вперед, не будете жить своей жизнью. А будете проживать его жизнь. И потом, «жалость» унижает, она не помогает никак самому человеку понять, как выйти из «жертвенной» позиции, которая строится на обидах, ненависти, обесценивании и оскорблении других людей.
Для любого успешного движения, а успешное, когда я не жду, что кто-то сделает за меня, или что-то свалится с неба, а я сама что-то делаю со своей жизнью, человеку необходимо научиться принимать ответственность за себя и свою жизнь (поступки, эмоции, выбор). Научиться жить и выживать одному, конечно, зная и осознавая, что у него есть близкие люди, которые всегда его поддерживают, и тем самым любят его и уважают его выбор жить, где он хочет, и заниматься тем, чем он хочет.
В первую очередь, подумайте о себе (только о себе) и о своей жизни, например, через год и через 3, 5 лет.
Какой Вы представляете свою жизнь?
Что Вам необходимо, чтобы этого достичь?
Что Вы сейчас уже имеете?
Кто может оказать Вам любую поддержку: эмоциональную, финансовую?
Самое главное: ответьте себе на вопрос: «Чего я сама хочу? По-настоящему только я?»
Оцените сейчас свое окружение. Где я? Кто я? Что я имею? Что меня окружает?
Оцените своё поведение. Что я делаю каждый день? Какого результата я достигаю?
Оцените своих способности, навыки и личные качества. Все то, что может помочь в достижении Ваших целей.
В любой ситуации, выбирайте себя. Только Вы ответственны за всё, что происходит или НЕ происходит в Вашей жизни.
Я уверена, что у Вас всё получится, ели Вы будете на «своей стороне»!