20 летний сын меня постоянно пытается унизить, оскорбить, упрекают что мы нищеброды и у нас нет ничего.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мне 50 лет, живём втроём я, муж и сын. Сыну 20 лет, недавно вернулся из армии, в армию попал потому что кое как окончил 9 классов и дальше практически не захотел учиться, как бы мы с мужем этого не хотели (муж даже плачивал колледж, пока ему не позвонили и не сказали ,что это не правильно ,сын не учится ,папа платит). После армии какое-то время было всё хорошо мы с мужем работали, сын как бы искал себя. Муж настаивал на продолжении обучаться, у сына не было особого желания. Чем больше сын ,,искал себя,, тем хуже становились отношения в семье. Сейчас уже больше года сын ничем не занимается, просто спит днем, ночами гуляет с такими же как он, по дому ничего не делает, а самое главное постоянно вывод меня на конфликт разными способами, один раз чуть до рукоприкладства не дошло. Муж кроме как ,,поговорить,, ничего не может, эти разговоры ничего не меняют, сын меня постоянно пытается унизить, оскорбить, упрекают что мы нищеброды и у нас нет денег чтобы покупать джинсы за 15 т и т.д. Да я не покупаю джинсы н за 15 т (и считаю, что это и не надо), я придерживаюсь такого мнения, что главное чтобы вещь мне нравилась и подходила, а не стоила больших денег. Муж считает что мы действительно мало зарабатываем, хотя он работает на двух работах уже лет 6 без отпуска. Сын тем временем без всяких стеснений питается продуктами которые я покупаю (хотя сам ничего в дом не покупает и не работает), а иногда может у мужа стрельнуть на пачку сигарет втихую. Подскажите что мне делать, я уже так устала, мне иногда не хочется идти после работы домой, а порой и жить не хочется.
Автор вопроса: Елена Возраст: 50

На вопрос отвечает психолог Федорова Елена Анатольевна.
Елена, здравствуйте.
В должностных инструкциях по любым профессиям есть отдельный пункт: «К самостоятельной работе (на такую-то должность) допускаются лица, которые достигли возраста 18 лет»… Ваш сын уже два года может самостоятельно себя обеспечивать, устроившись на работу, сняв отдельное жилье – отелиться от родителей и выстраивать жизнь по своему усмотрению.
Задача родителей – обеспечить ребенку все необходимое для полноценного развития, становления, обучения. А самое главное – помочь ребенку подготовиться ко взрослой жизни, сепарироваться и научиться обходиться без родителей, стать самостоятельным, способным себя и обслуживать, и обеспечивать, и достигать различных жизненных целей.
Свои задачи вы, как родители, уже выполнили: вырастили ребенка, помогли получить профессиональное образование. То, что сын не захотел учиться – это его выбор, и ему самому придется столкнуться с последствиями своего выбора. Предоставьте теперь своему ребенку возможность самому себя обеспечивать, становиться самостоятельным, брать на себя ответственность. Предложите ему в течение определенного срока найти работу, начать жить отдельно, самостоятельно, покупать то, что ему нравится, на свои средства.
Отсутствие вашей родительской четкой и согласованной позиции в вопросе отделения ребенка, Ваш уход от проблемы в состояние жертвы, потакание отца – все это ведет к неуважению, восприятию ребёнком родителей как «доноров» для удовлетворения собственных нужд, инфантильному и безответственному поведению.
На вас с мужем лежит родительская ответственность - помочь ребенку стать самостоятельным. Но, потакая его желаниям, обеспечивая материально и в бытовом плане – Вы лишаете его возможности сепарироваться, «встать на свои ноги», думать о своем будущем и самостоятельно решать повседневные задачи. Стремления что-то менять у ребенка нет – родители всегда на подхвате: обеспечат, помогут, денег на сигареты дадут. Зачем что-то менять? Очень удобно.
Я думаю, Елена, Вам нужно обговорить сложившуюся ситуацию с мужем и решить, как вместе поговорить с сыном, что ему сказать, как передать ответственность за собственную жизнь, какие установить сроки. И чтобы этот диалог был конструктивным, спокойным и взвешенным, как и ваше решение.
Сепарация – двусторонний процесс, в котором участвуют и дети, и родители. Задача первых – отделиться, вторых – отпустить. Почитайте предварительно психологические статьи (они есть и здесь на сайте) или прослушайте подкасты/видео про сепарацию повзрослевших детей, обратитесь к психологу за консультацией, обсудите с мужем и подготовьтесь к разговору.
Телефон и WhatsApp для записи на онлайн-консультацию: +79049884083.
С уважением, психолог Федорова Елена