Чувство неполноценности. Родители слишком опекают меня.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Элина мне 21 год у меня проблема такая до сих пор живу с родителями. Раньше с родителями хорошо уживалась и были с ними хорошие отношения. Но теперь когда уже повзрослела отношения с ними изменились. Они уже не такие авторитетные для меня как были раньше. Я с ними часто ссорюсь. Мне уже надоело с ними жить хочу съехать и откладываю свои деньги чтобы жить отдельно от них. Я так жалею что не съехала от них по раньше у меня такое ощущение, как-будто я никуда не развиваюсь и застряла в одном возрасте. Как-будто я психически отстала от развития. Или я сама так себя накручиваю не знаю. Плюс ко всему родители постоянно меня опекают как маленькую девочку конечно я знаю что их опека-это забота и любовь. Но они уже слишком опекают меня. Не отпускают к друзьям на ночевку. Если с подругами куда-то хожу. То они постоянно названивают и просят быстрее вернутся и пишут без конца. Они постоянно меня ограничивают и не дают свободы постоянно приходится отпрашиваться если куда-то собираюсь. Они всегда нарушают мои границы когда я работаю. Работаю я дистанционно. Когда им говорю что работаю и чтобы они не мешали, то начинают возмущаться и не понимают. Конечно я тоже на порыве гнева могу им наговорить всякие гадости. Я могу их послать или сказать «заткнитесь» я сама такой резкий человек. Я ощущаю себя неудачницей из-за того что не живу отдельно, чувствую себя не реализованной и не состоявшимся человеком. Чувствую себя психически отсталой. Не способной к жизни. И даже отношений нет и не было никогда в таком то возрасте. Девушки моего возраста уже давно реализованы или замужем и живут отдельно. А я до сих пор живу с родителями. Мне уже тесен родительский дом. Когда родители уехали на отдых в другой город я специально с ними не стала ехать. Я осталась дома на месяц. И хорошо справлялась со всеми обязанностями, и могла заботиться о себе. И дома порядок могла поддержать. Мне так хорошо жилось одной была гармония и было в отличном настроении и чувствовала себя свободной. Но когда они приехали все стало как раньше у меня снова было ужасное настроение и раздражительной была как раньше. Я совсем не была рада их приезду. Уже через 1-2 дня после их приезда начались ссоры. Я чувствую себя таким слабым человеком не способной ни на что и еще неуверенная в себе. И из-за того что у меня даже отношений не было нахожусь в депрессии и всегда в плохом настроении и всегда раздражительная. Я уже не знаю как быть.
Автор вопроса: Элина Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Аксенова Мария Александровна.
Здравствуйте, Элина!
Спасибо за ваш вопрос!
Я думаю, чувство неполноценности появляется тогда, когда мы сравниваем себя с другими людьми. Вы пишите: “Девушки моего возраста уже давно реализованы или замужем и живут отдельно”. И именно потому, что вы смотрите на них, у вас появляется ощущение, что вы отстаете. Но на самом деле жить можно совершенно по разному. Не существует общепринятых норм и правил, как надо жить, когда съезжать от родителей, когда выходить замуж. Например, в моем окружение возраст 21 год считается еще совсем молодым, и у нас в этом возрасте обычное дело жить с родителями и посвящать время учебе и развитию.
Тоже самое касается и отношений. Кто имеет право решать за вас, когда вы будите готовы к ним? По моему, гораздо лучше дождаться своего человека, с которым вы будите по-настоящему счастливы вместе, а не выходить замуж, лишь бы сбежать из дома.
Я знаю прекрасную реализованную женщину, у которой не было возможности покинуть родительский дом. Она прожила достойно рядом со своими родителями и проводила их старость. Я знаю другую талантливую женщину, которая отказалась вовсе выходить замуж и занималась только своим творчеством и получала от этого бесконечную радость. Можно привести еще множество примеров - и среди известных людей в том числе.
Главное - выбирать то, что делает счастливой именно вас. А не смотреть на счастье других, которое может оказаться и не таким уж счастливым изнутри.
Сейчас вы повзрослели. Но для родителей мы в любом возрасте остаемся их детьми. И порой им крайне трудно принять нашу самостоятельность и независимость. Для того, чтобы выстроить взаимоотношения с родителями на равных, как взрослому человеку со взрослыми людьми, потребуется время и терпение. И самое неудачное, что можно тут сделать, это говорить им резкие слова или срывать на них раздражение. Так вы точно не будите услышаны и восприняты, как взрослая.
А вот спокойные открытые диалоги постепенно могут поменять их взгляд. Если вы будите обоснованно и развернуто объяснять свою позицию, объяснять, почему вам нужно личное пространство и почему для вас важна работа и встречи с друзьями, если будите демонстрировать свою ответственность поступками, рано или поздно, они увидят, что вы уже не та маленькая девочка, которую нужно опекать.
Конечно, ситуации бывают разные, и иногда действительно лучше покинуть родительский дом. Но все же, я бы на вашем месте начала со взгляда на себя, на свое поведение. Посмотрела бы на то, как родители видят мои поступки. И попыталась бы сначала измениться сама.
К тому же, если вы спокойно смогла прожить месяц без родителей, то вы на самом деле обладаете и должной самостоятельность, и ответственностью. А значит, вам уже есть, на что опираться. Но для финансовой независимости может быть нужно еще и терпение. Не ругайте себя за то, что не можете решить все проблемы разом. Со временем все придет. Мы не всегда и на все способны повлиять. И принимать жизнь такой, какая она есть со всеми трудностями, тоже часть взросления.
Вам некуда торопиться. Принимайте решения из своих желаний, а не из страхов и неуверенности.
С наилучшими пожеланиями, Мария.