Меня очень сильно раздражает мама. Всё время меня сравнивает с другими, все лучше меня.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня очень сильно раздражает мама. С детства она всегда контролировала меня. Погулять можно было только 2 часа в день, если гуляла больше, то закатывала истерики и говорила, что я похожа на отца, а отец у меня пьющий тиран. Всё время говорила , что я плохая, ненормальная, эгоистка, ленивая, ничего в жизни не добьюсь. И так до сих пор. Всё время меня сравнивает с другими , вот они лучше меня такие хорошие, а ты не такая . Била часто в детстве. Хочет чтобы я всё время сидела дома, а мне хочется очень сильно свободы. Всё время я отстаиваю свои границы, пытаюсь объяснить, что я тоже личность, что я тоже умею думать. Она всё ещё воспринимает меня как 8 летнего ребёнка. Бесспорно, 18 лет это не так много, но я уже понимаю что к чему, пытаюсь учиться, развиваться, есть уже опыт во многом, работала, общалась с разными людьми.
Моя мама всегда проникала в моё пространство, её слишком много , вечно лезет со своими советами. Эти советы я уже сама знаю, но она пытается объяснить мне всё время что к чему, хотя я уже много раз говорила ей, что я понимаю всё это и умею рассуждать. Я рано повзрослела и многое понимаю.
Я не могу понять, что именно раздражает меня в ней . Вроде бы всё нормально, но когда я даже вижу её, то просыпается агрессия и нервозность. Раздражает когда она мне что-то говорит в любое время. Нет своего личного пространства, она всё контролирует, я не могу от этого, но она лезет и лезет. Я вообще не хочу общаться с ней, но в то же время понимаю, что она моя мама и так делать не стоит. Пытаюсь войти в её положение, понять её, но она этого не делает. Меня раздражает даже то как она дышит, когда ест что-то, даже когда слышу её шаги, то просто не могу себя сдерживать. Начинаю плакать от злости лишь из-за её слов , что пора кушать. Очень хочу переехать, но сейчас не могу так как надо закончить школу, осталось немного.
Всё время плачу от злости к ней, истерю и ссорюсь с мамой лишь из-за мелочи, чтобы отстоять свою личность. Она не воспринимает меня как человека, а как продолжение себя. Даже когда покрасила волосы, она таскала меня за волосы, говоря, что я испортила её волосы, что я это её продолжение и она не хочет чтобы я выражалась. Она будто видит во мне конкурентку, например когда похудела начала говорить что я худая анорексичка, хотя начала я выглядеть лучше, даже при выборе одежды всегда оскорбляет . Я пытаюсь её понять, но в итоге вижу как она нелогично поступает со мной, несправедливо.
Вроде бы я не такая плохая дочь, всегда училась хорошо, до 10 класса была отличницей, участвовала в разных олимпиадах, конкурсах и побеждала. Вроде бы не уродливая, умею общаться с людьми, всегда делаю работу по дому, умею готовить, стирать, шить. Рисую, много читаю. Работаю, оплачиваю свои хотелки сама. Но я не понимаю почему она так сильно придирается ко мне, вроде бы только хорошего желает, но делает только хуже.
Очень хочу избавиться от раздражения к маме и от злости к ней, а как?
Автор вопроса: Лилия Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Новикова Ольга Дмитриевна.
Лилия, здравствуйте! Благодарю вас за мужество писать об этом. Вы правильно делаете, что ищите ответы на вопросы.
Ситуация непростая. На основании того, что вы написали, можно предположить у вашей мамы наличие нарциссического характера:
- нарушение границ
- критика
- сравнение с другими
- не прямые, двусмысленные сообщения, манипуляции
- обесценивание
- эмоциональное и физическое насилие
- контроль
«Всё время я отстаиваю свои границы, пытаюсь объяснить, что я тоже личность, что я тоже умею думать» Доказывать ей что-то бесполезно. Скорее всего это вызывает у нее еще больший гнев и ярость.
Чувства, которые испытываете связаны с тем, что ваши границы постоянно нарушаются. Плюс мама навешивает на вас то, что сама не в состоянии «переварить» в силу своего характера.
Самый лучший выход – отделиться физически. А потом уже начинать отделяться психологически и учить маму общаться с вами на ваших правилах.
Если пока нет возможности уехать, то подумайте, когда и как это можно сделать. Может начать откладывать деньги, например.
«Работаю, оплачиваю свои хотелки сама» - это просто замечательно!
Есть ли у вас личное пространство? Комната? Место, где можно побыть одной? Кто вас может поддержать?
Вы правильно пишите – вы уже взрослый человек и не обязаны это выносить.
Заботьтесь о своем эмоциональном состоянии, несмотря на то, что в условиях эмоционального насилия это сделать крайне сложно. Подвергайте сомнению мамины слова только про себя, а не вслух. Поддерживайте себя, у вас это получается, судя по тексту.
«Но я не понимаю почему она так сильно придирается ко мне, вроде бы только хорошего желает, но делает только хуже» - она делает это не потому что с вами что-то не так, а потому что у нее так устроена психика. Она не умеет по-другому обходиться со своими чувствами.
«Очень хочу избавиться от раздражения к маме и от злости к ней, а как?» Физическое и психологическое отделение (сепарация). Личная терапия с психологом.
Почитайте книги:
Ш. Араби «Взрослые дети нарциссов», «Достаточно хорошая», К. Макбрайд
Лилия, примите мою поддержку. Берегите себя!