Я плохо воспринимаю жалобы дочери на жизнь.

Вопрос психологу:
Я вырастила дочь как мать-одиночка. Сейчас ей 19 лет. Родственников у нас никаких нет, общаемся только с друзьями, каждая со своими. Дочь заканчивает техникум и подрабатывает. Я работаю в скромной должности и финансовых проблем у нас в семье не мало. Но речь не о них. Моя дочь любит долго нудно и с подробностями ежедневно жаловаться на неприятности в учебе, на работе и просто неприятные случаи в транспорте например, в магазине и т.д. Это является огромной проблемой для меня. Я все ее рассказы воспринимаю близко к сердцу и ужасно переживаю услышанное. Поднимается давление.
Мой вопрос на поверхности. Имею ли я право прямо сказать дочери ,что не хочу знать этих подробностей ее неприятностей? У девочки нет другой родни. Права ли я буду, если прямо откажу ей в моральной поддержке? У меня самой очень непростой период в жизни сейчас. Есть проблемы со здоровьем и на работе. Но о них не знает никто. Я привыкла жить одна и решать проблемы самостоятельно. У дочери в техникуме выпускной год. Ответственность свою я за этот период понимаю. Но если честно.... Первая мысль при виде дочери, приходящей с рабочей смены или с учебных пар это "помогите!". Но я улыбаюсь слушаю терплю. Стараюсь сказать одобряющие слова.
Помогите мне!
Автор вопроса: Ника Возраст: 53

На вопрос отвечает психолог Васильченко Екатерина Николаевна.
Здравствуйте, Ника! Наверное, Вероника? Вы хотите быть идеальной мамой, а это, по-вашему - думать не о себе, а, прежде всего, о благополучии вашей, уже взрослой дочери. Но это не всегда правильно.
Если хотите увидеть, как подобная жертвенность матери принесла вред ее дочери, посмотрите советский фильм "Впервые замужем". Дочь героини выросла эгоисткой, неспособной к сочувствию и любви, а матери своей стыдилась.
Разве воспитание не подразумевает, в том числе, научение состраданию, заботе о близких, доброте? Вы, наверняка, хотите, чтобы дочь была честной. А разве вы сами честны с ней? Она, по вашим словам - ваш самый близкий человек. Тогда почему она не знает о ваших проблемах? От чего вы её оберегаете?
Теперь - конкретно о жалобах дочери на "несовершенства мира". Рекомендую вам научиться очень хорошему приёму, который называется "активным слушанием". Его нетрудно найти в Интернете. Суть этого приёма в том, чтобы вы не вовлекались эмоционально в рассказ дочери, лихорадочно пытаясь найти "средство спасения", а просто отзеркалили ее чувства.
Привожу пример. Она говорит: "Мне надоела эта училка! Она ко мне придирается, занижает оценки!" Ваш ответ ("активное слушание"): "Ты раздражена, чувствуешь, что учительница к тебе несправедлива". Так все ваши силы уйдут на то, чтобы в голове изменить слова вашей дочери (чтобы не "попугайничать"), и вы не будете тратить силы на поиски выхода из ситуации. Да это и не нужно делать, иначе дочь так и будет по любому поводу бежать к вам. Надеюсь, что этот очень действенный приём вы освоите.
Любой человек имеет право выразить свои чувства. Вы имеете право сказать, что устали и хотите побыть одна, например, почитать книгу. И даже, представьте, имеете право сказать, что сейчас не готовы к ее негативной информации. Попросите рассказать, что хорошего сегодня произошло в её жизни. Расскажите что-то хорошее из своей. Ведь у вас может быть не монолог, а диалог.
Вы можете вместе сходить на шопинг, посмотреть комедию или мелодраму, обсудить её. Но самое главное сейчас для вас - стремиться к тому, чтобы "отпочковать" дочь от себя эмоционально и материально. Настаёт время, когда она должна пойти своей дорогой.
Вам же предстоит много интересного - можно найти себе занятия по душе, и даже, если захотите, добавить в свою жизнь дружеские или романтические встречи. Никогда не поздно подумать о себе. Героиня фильма "Впервые замужем" всё-таки себе это позволила)
Желаю вам найти гармонию в своей душе и баланс в отношениях с дочерью!