Сын 20 лет не устраивается на постоянную работу.

Вопрос психологу:
Добрый день!
Моему сыну сейчас 20 лет. После 9 класса отправила его в другой город учиться в колледже. Профессию выбрал сам. Жил в общежитии. За городом живут бабушка с дедушкой, иногда ездил к ним на выходные. С каждым годом всё реже. Сейчас ездить к ним совсем не хочет. На третьем курсе заговорил о том, что выбранная специальность перестала интересовать, но учёбу не бросил. Потом взял себя в руки и даже получал стипендию, так как учился хорошо. За время учёбы произошло 2 серьёзных инцидента. Был задержан во время забастовки и отправлен в Центр содержания подростков. Я прилетела через 2 дня и его выпустили. В колледже провели беседу, но учиться оставили. Штраф выплатил со своих денег. Примерно через год с друзьями взяли машину в аренду и нарушили правила пользования. Штраф выплатил сам, но деньги копил на обучение вождению. Оплачивать вождение пришлось мне. Много раз сдавал экзамен по вождению, но так и не сдал. Во время учёбы жил, в основном, на пенсию по потере кормильца (отец умер в 2016 году, на тот момент мы были в разводе, так как он сильно пил). На мне была оплата общежития, обувь-одежда, самолёты и немного помогала, если не дотягивал до пенсии. Время от времени подрабатывал во время учёбы.
По окончании колледжа месяц попросил на отдых. Я оплатила аренду квартиры. Работу не искал. В августе я начала настаивать на поиске работы, вяло начал рассылать резюме. Сказал, что по профессии работать не хочет, но мы с родственниками убедили хотя бы попробовать что-то найти и поработать. Ничего не нашёл и я оплатила второй месяц аренды. Спал до вечера, особо не напрягался. Наконец нашёл работу, отдалённо связанную с полученной профессией, но в это же время начался военкомат, поэтому устройство долго тянулось и мне пришлось оплатить ещё 2 месяца аренды. В военкомате отсрочка по здоровью, начал работать и получать зарплату, но пришлось ещё помочь с квартплатой и бытовыми вещами. Я успокоилась. Купил абонемент в спортзал. Рассказывал о работе, о трудностях, но всё преодолевал. Параллельно работал в доставке, так как не хватало денег. Я совсем перестала контролировать и помогать. В конце декабря уволился. Неинтересно, все раздражают, рано вставать и так далее. От меня скрыл. Когда я узнала, была просто в шоке. Заверил, что будет искать другую работу. Ищет уже 3 месяца. То место занюханное, то с тестом справиться не может. Работает в доставке. С квартирой не помогаю, но лезет в долги, её оплачивая.
Никакие разговоры не помогают. Хочет чего-то, чего не знает сам. Скоро снова военкомат, он идти в армию боится идти, написал заявление на альтернативную службу. Всё время улыбается. Спит до вечера. Понимаю, что нужно вообще перестать помогать материально (недавно купила ботинки, опасаюсь за его здоровье), но наделает долгов. Все советы отметает. Не слушает никого. Учиться не хочет. Продолжает работать в доставке. Как быть? Как мне правильно себя вести? Скоро поеду к нему. Боюсь потерять сына.
Автор вопроса: Наталья Возраст: 53

На вопрос отвечает психолог Бакулева Елена Олеговна.
Здравствуйте, Наталья!
Прочитав письмо, сложилось впечатление, что вы сильно тревожитесь за сына, а он у вас, чтобы не делал, достаточно самостоятельный!
Чтоб не быть голословной, приведу примеры из письма:
" На третьем курсе заговорил о том, что выбранная специальность перестала интересовать, но учёбу не бросил. Потом взял себя в руки и даже получал стипендию, так как учился хорошо." , "В колледже провели беседу, но учиться оставили. Штраф выплатил со своих денег.", "взяли машину в аренду и нарушили правила пользования. Штраф выплатил сам", "Время от времени подрабатывал во время учёбы.", "Наконец нашёл работу, отдаленно связанную с полученной профессией", " В военкомате отсрочка по здоровью, начал работать и получать зарплату, но пришлось ещё помочь с квартплатой и бытовыми вещами. Я успокоилась. Купил абонемент в спортзал. Рассказывал о работе, о трудностях, но всё преодолевал ", "Параллельно работал в доставке, так как не хватало денег.", "Работает в доставке. С квартирой не помогаю, но лезет в долги, её оплачивая.", "Продолжает работать в доставке."
Все это говорит о том, что ваш сын достаточно самостоятельный молодой человек. Живёт сам, преодолевает трудности по мере поступления, зарабатывает. Да, сейчас в доставке, если надоест, что денег не хватает, пойдет на постоянную, более денежную работу. Он это должен сам осознать и сам решать. Наталья, ваша тревога за сына может все испортить. Сейчас поясню. Вы наперед бежите и готовы помочь. С одной стороны это может быть заботой, а может оказаться "медвежьей услугой". Вы с одной стороны хотите, чтоб он все решал сам, и он в общем то решает, с другой, подстилаете солому в виде оплаты квартиры, в виде "Оплачивать вождение пришлось мне." Он вас об этом просил? Или, если просил, вы могли сказать "Сынок, заработаешь и сдашь позже". Вы пишите "Понимаю, что нужно вообще перестать помогать материально (недавно купила ботинки, опасаюсь за его здоровье), но наделает долгов." Наталья, вас гонит сильная тревога, вы сами не можете не помогать, или, если можете, то тогда и не надо помогать, где можно не помогать. Вы тревожитесь, что наделает долгов заранее. Это тревога и помощь делает сына беспомощным, а это не так! Вы пишите "Боюсь потерять сына", может вы боитесь его отпустить? Мое предположение, в этом конфликт, вы с одной стороны хотите, чтоб он был самостоятельный, а с другой не отпускаете. Это значит, не даете время на подумать, совершать ошибки, посидеть без денег, без квартиры, без работы, вы тут как тут, и уже покрываете все. Можно помочь, если во первых, он вас попросит, но не переусердствовать. Когда человек самостоятельный, у него происходят разные ситуации, но он их сам решает. И вам в этот момент нужно себя сдержать и не оказывать помощь. Но сдерживать вам себя, я предполагаю, очень трудно, из за тревожных чувств, и долго так человек не сможет сдерживаться, и не надо. С этим желательно поработать с психологом.
Рекомендация. Вам нужно перестроиться внутри, успокоится, осознать, понять и принять, что сын ваш самостоятельный, я вам это показала в начале письма. Достаточно самостоятельный, он у вас молодец! И вам нужно переключиться на свою жизнь. Это тоже для вас перемены. Нужно будет привыкнуть заниматься собой, а сыну давать больше самостоятельности и хвалить за успехи. Это тревожно, но это нужно, чтоб сын приобретал всё большую силу и стал в итоге , взрослым, надежным мужчиной! Вы можете что то советовать, разговаривать о планах, но посыл должен быть " Сынок, ты у меня уже такой взрослый и самостоятельный, я верю, что ты что то придумаешь, заработаешь, справишься!", и, Наталья, дальше смотреть в свою жизнь: любимые дела, работа, парикмахерская, спорт, подружки, личная жизнь, любовь! Наталья, вы сейчас свободны для самого лучшего для себя! Сын у вас вырос, ушел в свою жизнь, позаботьтесь о себе, перенесите заботу на себя, тем вы поможете сыну, показывая пример, и он о себе будет заботится ещё лучше!
Всего вам хорошего!