Как победить необоснованный гнев?

Вопрос психологу:
Бывают дни, когда просыпаешься с утра, не успеваешь и шагнуть, как хочешь зла всему миру. Упустим момент, что и просыпаться не хочется.. Но беспокоит то, что причиняешь боль и зло всем, даже тем, кому не хочешь. Злость эта переполняет так, что присутствуют и будто физические ее проявления - болит в груди, сжимает. Мне 22, я учусь в одном из лучших медицинских вузов, работаю на двух работах мед.сестрой, вроде все хорошо и все в порядке, все родные живы. Однако очень часто просыпаюсь с ненавистью и обидой ко всему. В самой незамысловатой ситуации найду негатив и преумножу его для себя раз так в сто. Беспокоят и панические атаки, и нарушение сна, и отсутствие аппетита, но больше всего эта агрессия, так как в первую очередь все таки беспокоюсь об окружающих, страдающих от этого. Если копаю ситуацию, ненавижу всё происходящее больше, особенно себя. Чувство ничтожности, обиженности на весь свет, и самое главное, на себя. Тревожность, паника, агрессия - мои фавориты в последнее время. Волна такая накрывает волнами. То уходит, то снова приходит. И с большей силой. Пробовала давать эмоциональную разгрузку, на время вроде была иллюзия эффективности, однако все тщетно. Начинаю думать, что от подобных приступов мне не избавится и истоки всего гораздо глубже и дальше. Вне моего даже поля зрения. Сама дико изматываю себя этим. Пытаюсь относиться ко всему проще и спокойнее, но не выходит никак благодаря такой логике себе помочь. Иногда кажется что скоро сломаюсь окончательно. Не хочу натворить дел, о которых пожалею. Прошу о помощи. Сама не справляюсь.
Автор вопроса: Лиана Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Шатская Светлана Викторовна.
Здравствуйте, Лиана!
Начать хочу с того, что ваш гнев можно назвать не адекватным, т.е. не соответствующим ситуации (только проснулись и хочется зла всему миру). Но безосновательным я бы не торопилась его называть. Потому, что причина есть у всего и её надо выяснять. Отвечая на ваш вопрос о том, как победить необоснованный гнев могу сказать, что необоснованного гнева не бывает. Но бывает, что истинная причина гнева не признаётся, отрицается и вытесняется. При этом сам квант энергии ни куда не девается и направляется внутрь на себя, включая саморазрушающее поведение.
Вы пишите, что злость переполняет вас, и вы чувствуете боли в груди. Это показатель того, что вы не выражаете свою злость источнику её вызывающему, а направляете энергию чувства на себя. Вызывая разрушения в своём организме, причиняя себе вред. Всё это называется аутоагрессия. Аутоагрессия может приводить к психосоматическим заболеваниям.
Вы пищите о том, что вы работаете и учитесь в одном из лучших вузов. Но даже эти строки в письме пышут гневом и возмущением. Создаётся ощущение, что ваша деятельность вас совсем не радует и не доставляет удовольствия. Как будто вы учитесь и работаете через силу, против своего желания.
В фразе «в самой незамысловатой ситуации найду негатив и преумножу его для себя раз так в сто» слышится самонаказание. Как будто вы за что-то вините себя. Панические атаки тоже являются элементом аутоагрессии. Нарушение сна и отсутствие аппетита – симптомы депрессии. Депрессия является защитным механизмом, с помощью которого организм защищает себя от действий, выполнять которые больше не в состоянии.
Вы пишите, что ненавидите себя и беспокоитесь о том, что от этого страдают окружающее. И это беспокойство вполне обоснованно. Человек не может относиться к другим людям лучше, чем он относится к себе. Так что делайте выводы.
Вы пишите о чувствах ничтожности и обиженности на весь свет. Это очень тяжёлые чувства, и похоже, что корнями своими они уходят в далёкое прошлое. Проблема ваша началась, судя по всему давно. Такие давние проблемы прорабатываются в формате психотерапии.
Желаю вам конструктивных и взвешенных решений, бережного отношения к себе и эффективной терапии.
С уважением, С.В.