Выжигаю на себе металлом. Как выйти из состояния, когда боль является моим лекарством?

Вопрос психологу:
Добрый день, мне 19 лет, но ещё с 16-ти лет начал замечать за собой неконтролируемые приступы агрессии и резких перепадов настроения, мог в течении короткого времени перейти от смеха к слезам, от грусти в истерику, от агрессии в смех, начинал бить стены, причинять себе слабую боль ударами, небольшими порезами на плече, чем себя и успокаивал. После таких инцидентов в душе была будто пустота.
Так прошло несколько лет, и я уже не мог успокоиться подобными способами. Подумал, и решил что сильная боль поможет мне в этом, и впервые в 18 лет при помощи раскаленной отвёртки нанес себе ожог на предплечье. Такие инциденты с разными формами металла повторился ещё 7 раз. Если говорить о чувствах в этот момент: мне нравится предвкушение боли, сам процесс, когда кожа шипит и трескается, и получаемый всплеск эмоций по окончании процедуры. Так же в последнее время начал замечать за собой мысли о том, что хочу отрезать себе мизинец, о том, что жизнь не так прекрасна, а в большей части бессмысленна, о том, что с удовольствием бы избил или убил того или иного человека.
Пишу это все, ибо понимаю, что это не нормально, меня пугает прогрессия мыслей, и к чему она может привести, я хочу понять, как выйти из этого состояния.
Жизнь до 16 лет кажется мне расплывчатой, будто в то время было всего несколько событий, которые отложились в памяти. Ощущение, что до того момента жил не я, и воспоминания мне подкинули.
С родителями отношения в пределах нормы я думаю. С отцом виделись не так часто из-за работы, но я его принимаю как родного мне человека, с мамой отношения теплее, они более открытые и откровенные. Отец выпивает, чаще чем хотелось бы, в таком состоянии не редки ссоры. Однажды был нервный срыв на этой почве, я не сдержался и сильно поругался с отцом, но в последнее время все нормально.
Окружающие люди относятся ко мне нормально, я не испытываю проблем в общении, но так же чувствую, что они немного меня сторонятся, из-за того, что я могу сказать что-то напрямую, не заботясь о чувствах других, ну и ещё наверное потому, что ожоги на руке видны.
Мой вопрос: как избавиться от идей о причинении вреда себе и другим людям, как выйти из состояния, когда боль является моим лекарством?
Автор вопроса: Илья Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Мордвинова Мария Витальевна.
Здравствуйте, Илья!
Спасибо за ваше письмо, думаю, разобрав его, мы с вами поможем очень многим людям, которые столкнулись с подобной ситуацией. Вы очень хорошо формулируете мысли, грамотно пишите, это всегда приятно читать.
Итак, селфхарм.
Это особый тип психологических реакций, который приводит к подобному поведению и закрепляется в психике. В вашем случае, это выжигание, кто-то режет руки, рвет волосы. Алкоголь и наркотики, фанатизм, экстрим, так же относятся к селфхарму в подростковом возрасте.
Вы очень наглядно описали, как начинаются самоповреждения. Идут по нарастающей, от слабых ударов, до более серьезных. В душе же: сначала навязчивые тревожные мысли, чувство
вины, приступы агрессии либо всплывают мучительные воспоминания. Когда психологическая боль и напряжение становится нестерпимой, наступает
эмоциональная перегрузка. Если в более раннем возрасте это выливалось в слезы и истерики, то сейчас, психика нашла более "удобный" ей способ разрядки: а именно, переключить сознание с эмоциональной боли - на физическое. Нанося себе ожоги, вы испытываете
временное облегчение. Психика моментально подключает все внимание на острую боль, так как это является сигналом опасности для жизни. Это во многом инстинктивный механизм, и да, он работает.
Вскоре после этого, гормональная эйфория (а это именно действие гормонов) проходит, может возникнуть чувство вины за содеянное, которое влечет за собой желание снова наказать себя. А может возникнуть и вариант зависимости, желание повторить те "прекрасные" ощущения. Это чаще происходит в том случае, когда эмоциональный конфликт и травма закопаны очень глубоко в психике. Я не приверженец модной тенденции годами копаться в прошлом пациента, чтобы проговорить все детские травмы, но в вашем случае, это действительно стоит сделать (не годами конечно, за несколько сессий), так как ваше жизнеощущение до 16 лет, как раз говорит о каком-то событие, которое вытеснено глубоко в подсознание.
Причин селфхарма много (насилие, длительное эмоциональное напряжение, запугивание, не принятие своего тела или своей сексуальной ориентации, хроническое чувство вины и тд).
К сожалению, без помощи специалиста, этот цикл самоповреждений будет повторяться снова.
Вы пишите, что ваши ожоги видны, но не написали, как на это отреагировали ваши родители. Нормальные отношения это хорошо, но, любой родитель, заметив у подростка самоповреждения, просто обязан обратиться к специалисту. Нужно понимать, что такие люди находятся в высокой группе риска по суициду.
К сожалению, вы не написали кто вы. Чем занимаетесь, учитесь, работаете, есть ли у вас партнер. Мне кажется, за вашим "Нормально", скрывается гораздо более яркая личность, чем та которую вы показываете окружающим. Просто ей, почему-то страшно выходить наружу.
Пока вы решаетесь на терапию (а она вам необходима, Илья), простые советы, чтобы избежать риска повторения эпизодов и снизить психоэмоциональное напряжение: спорт. Лучше бег, лучше на улице, на длинные дистанции. Купите хорошие беговые кроссовки и в любую погоду бегайте. Это полезно со всех сторон. Утро начинайте с холодного душа (это повысит уровень серотонина). Наведите порядок в своей комнате. Пространство вокруг вас должно быть чистым и опрятным. Когда желание выжечь себе кожу возникнет, возьмите диктофон или любой другой способ записи голосового сообщение и начинайте говорить. Все, что в сознании. Включите поток, начните диалог сами с собой, спросите себя почему, зачем, что это так на вас навалилось, что вы ищите именно такую разрядку. Потом переслушайте свой голос. Возможно, вам захочется возразить самому себе в каких-то вопросах. Это очень сильная техника, и нет, вы не станете сумасшедшим, если будете говорить сам с собой. Обязательно начните делать приятные вещи для себя. Позвольте себе себя любить и баловать, пусть в мелочах, вы абсолютно этого достойны.
Еще раз благодарю вас за письмо, если будет возможность, приходите в терапию. Главное, не опускайте руки, вы явно умный молодой человек, с эмпатией и рефлексией, а значит, всё у вас будет замечательно!
Удачи!