Я ужасный человек, ненавижу себя.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У меня такая проблема: в университете на протяжении 4 лет я вела себя просто ужасно. Пыталась показать себя тем, кем не являюсь, врала, и даже была поймана на лжи. Была слишком громкой, притворялась глупой, так вжилась в эту роль тупой девочки клоуна , что стала такой. Еле училась, мне во всем помогали. А я только хиханьки да хаханьки, часто перегибала палку с преподавателями даже, материлась при них, опускала пошлые шутки, ооочень стыдно. Жуткое чувство вины и обиды на себя, я позволила себе быть такой, хотя в школе была совсем другая. Сейчас анализирую все случаи, свое поведение, и не могу спокойно даже сидеть. Как будто мое тело не принимает этого. Не могу есть, плохо сплю, ничего не могу делать. Начались непонятные приступы, тяжело дышать, бросает в жар, царапаю себя и бью по щекам. Это лишь малая часть, я ужасный человек, играла на публику, а внутри пустота.
Мало того, я пошла учиться дополнительно, и там еле училась, все провалила. Стала председателем в общежитии, и там опозорилась, причем очень сильно. Ощущение, что меня не существовало как личности, все было лишь бы впечатлить людей, которым до меня нет никакого дела. Я потеряла себя, пытаюсь вернуться к жизни, но прошлое навязчиво мешает жить, мама помогает мне, я ее понимаю, успокаиваюсь, ну а потом все начинается снова. Такое чувство, что я уже никогда не смогу вернуться к нормальной жизни, это прошлое, где я выставила себя дурой полнейшей, будет преследовать меня всю оставшуюся жизнь. Как быть не знаю, как забыть и принять тоже, помогите пожалуйста
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Кудрявцева Ирина Александровна.
Здравствуйте, Анастасия!
Ваше осознание того, что поведение в прошлом – это не есть вы на самом деле – уже большой прорыв в решении проблемы. Вы пишите, что испытываете чувство стыда, не смотря на то, что это ужасно неприятное чувство, оно имеет свои плюсы: когда вы чувствуете стыд, у вас усиливается самокритика, что способствует формированию более адекватного образа «Я», самосовершенствованию. Т.е., другими словами, вы осознали что поступали плохо, и наверняка, у вас есть образ той Анастасии, которой вы хотите быть. Вы начинаете лучше понимать, как вы выглядели раньше и как хотите выглядеть сейчас в глазах других.
Чтобы в дальнейшем избежать стыда, человек начинает развивать свои физические и нравственные качества, приобретать знания и умения, соблюдает правила приличия и гигиены, культурно развивается и пр.
Исходя из прошлого опыта, теперь вы знаете, какое поведение неприемлемо ни для вас, ни для общества. А чтобы избавиться от ужасных воспоминаний, которые отравляют вашу настоящую жизнь, подумайте, может ли хоть как-то изменить то, что произошло? Скорее всего, нет… А можете как-то изменить впечатление о себе у тех людей, которых когда-то обидели или которые видели вас абсолютно противоположной, чем вы есть на самом деле?
Вы правильно описали, что прошлым поведением пытались привлечь к себе внимание. Значит, на тот момент вам это было нужно. Да, поведение было некорректным, но ведь обыденностью ни кого не удивишь, поэтому вы избрали такой метод, который, по вашему мнению, должен был сработать и он сработал. Вы описали, что время поведения, которое вам не свойственно приходится на годы учебы в институте. Здесь нужно подумать и разобраться, что изменилось, после того, как вы окончили школу? Какая жизнь была в школьные годы? Что вы получили или потеряли, встав на этап более взрослой и ответственной жизни?
К сожалению, вы не указали, общаетесь ли вы сейчас теми людьми, влияет ли ваше прошлое поведение на сегодняшнюю жизнь? От этого будет зависеть и дальнейшие действия.
Если влияет – то как именно? Подумайте, что вы можете сделать, чтобы уменьшить влияние прошлого?
Если оно ни каким образом не влияет на течение настоящей жизни, то здесь нужно поработать над собой, осознать, что это ваша прошлая жизнь и вы, к сожалению, не сможете ее изменить, но сможете, например, показать, что вы на самом деле добрый и чуткий человек и у вас есть свои таланты и способности, возможно не в науке, а в чем-то другом.
Анастасия, если вы чувствуете вину только перед собой, постарайтесь простить себя, скорее всего, таким поведением вы удовлетворяли какую-то свою скрытую потребность и помните, прошлого уже нет, а будущее еще не наступило. И, кстати, никакой вы не ужасный человек, ужасные люди не признаются себе в том, что они ужасные)
Желаю вам проститься с прошлым, быть собой, жить и наслаждаться сегодняшней жизнью. И помните, наша энергия там, где наше внимание, направьте его не в прошлое, а в настоящее.
С уважением, Кудрявцева Ирина.