Я работала воспитателем в детском саду. Ненависть к себе и вина.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я Анна. Мне трудно писать и вспоминать об этом, так как это самое ужасное , что я сделала в своей жизни. Некоторое время я работала воспитателем в детском саду. Я хорошо относилась к детям, и не ругала, а они меня совсем не слушали. Однажды их старая воспитательница пришла и, так сказать, "показала" как нужно вести себя, она не была грубой, просто взяла одного мальчика за руку и отправила успокаиваться в спальню. Так же коллеги говорили, что прошлая воспитатель добивалась детей криком, поэтому по-другому они не понимают. Я приняла это к сведению, и поняла, что нужно быть строгой. Тут все и началось, дети меня не слушались и я начинала орать, я орала так сильно, что сейчас , вспоминая это, у меня сразу текут слезы , а перед глазами лица перепуганных детей. Некоторые воспитатели, кто видел это, были в шоке, и говорили, что не нужно так поступать, а я думала , что наконец то меня начали слушаться(бояться). Я была жёсткой и строгой некоторое время, а потом понимала, что поступаю ужасно, становилась мягче, а дети баловались. Когда они меня злили, я могла хлопнуть сильно дверью и уйти (это было во время тихого часа, тогда они баловались очень сильно), могла орать, выгонять из спальни и не пускать, жалела и возвращала в спальню, а они снова начинали баловаться. Я пару раз давала по попе детям, причем не слабо, а однажды замахнулась на одного ребенка, но ничего не сделала. Это все было в порыве злости. Один раз я разозлилась так сильно, что закрыла ребенка в спальне, а он плакал , просил выпустить. Но когда возвращался в группу, сразу прекращал и начинал играть, улыбаться и смеяться. Однажды я сказала ребенку что его никто не любит , потому что он так себя ведёт, а другой девочке на прогулке сказала: говно такое. Однажды очень восприимчивый мальчик, заика, которого я лично не ругала , но он жутко меня боялся, спросил: а вы меня у кроватки ругать не будете.....я застыла,...вы бы видели его глаза.... Мама трудного мальчика была воспитателем в этом же саду. В одну зимнюю прогулку он, как обычно, не шел обратно в группу со мной, и бегал вокруг сада. Я при маме в сердцах назвала его гаденышом и ушла с остальными в садик. Мама кричала и ругала меня, позже мы объяснились, она извинилась передо мной за то, что накричала ( я была в шоке, ведь во всем виновата я , любой бы родитель поступил так , как она) , а я извинилась перед ней. Я постоянно пугала детей заведующей, ее они боялись. Несмотря на все это, они меня совсем не боялись, встречали и обнимали, говорили, что будут скучать, когда уволюсь. Сейчас пишу это и захлебываюсь слезами, ненавижу себя за это, ненавижу всем сердцем, я не заслуживаю ничего в этой жизни. Я всегда считала себя доброй, а тут такое, никакой нормальный человек даже в порыве гнева и злости, не поступил бы так, как я. Я очень жалею , что не уволилась раньше, что они ещё пол года терпели меня. С чувством вины я просыпаюсь каждый день и засыпаю, болит тело , мышцы и совсем нет сил , с трудом мою полы, только лежу весь день и снова прокручиваю все ситуации, снова и снова, реву навзрыд, бью себя по голове и царапаю. Как жить дальше не знаю, спрашиваю себя ,заслуживаю ли я жить после такого.....пожалуйста, помогите, как быть дальше
Автор вопроса: Анна Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Чинючина Алина Равилевна.
Здравствуйте, Анна.
Очень вам сочувствую, понимаю, каково вам сейчас. Чувство вины – тяжелая вещь, особенно если оно такое большое и появилось после такой истории.
Насчет того, заслуживаете ли вы жить – разумеется, заслуживаете! Даже самый распоследний негодяй не может быть виноват настолько, чтобы не иметь права жить. Мы все люди, никто не идеален, и ошибки были, есть и будут у каждого. Главное – увидеть их, признать, что они есть, сделать выводы и постараться в будущем больше не совершать такого. Из них нужно извлечь опыт, но уж никак не грызть себя до такой степени, что отказывают ноги и невозможно спать. Таким царапанием и кусанием вы себя только до полноценного невроза или депрессии доведете, если уже не.
Анна, в любой момент времени каждый человек поступает «как лучше». Выбирает наилучший – на тот момент! – вариант поведения и решения. Это в природе человека, он не хочет сделать «как хуже», а просто не видит или не признает хорошими иных вариантов.
Судя по всему, вам, молодому воспитателю, досталась группа, уже приученная к крику предыдущим педагогом. В таких случаях и более опытным тяжело бывает снова наладить с детьми контакт без крика и ругани. Вообще-то администрация школы или детского сада приставляет к молодым педагогам более опытных наставников, но в вашем случае почему-то так не было сделано, вас фактически отправили в самостоятельное плавание. Вот вы и выплывали, как могли.
Кроме того, по опыту могу сказать: система образования (что школьного, что дошкольного) сильно ломает людей. Не всех, да. Но с вами случилось – вот так. И первое, что нужно сделать – признать за собой право на ошибку. Да, вы виноваты, поступали плохо. Но вы все равно человек, а не ничтожество. А потом – сделать выводы и постараться исправить то, что еще можно исправить.
Итак. Вы чувствуете свою вину перед детьми.
Во-первых, постарайтесь ее выплеснуть. Прокричать, проплакать, проговорить Если есть человек, которому вы доверяете и знаете, что он не станет вас ругать, расскажите этому человеку. Если нет – просто вслух в пустой комнате, в лесу, где угодно, хотя бы просто открыв кран с водой, рассказать все вслух воде. В конце, если вы выльете это до конца, вы почувствуете облегчение, опустошение, усталость и, возможно, некоторую пустоту. Если это будет – значит, все сделано до конца и правильно. Если нет – продолжайте до тех пор, пока не ощутите, что – все, до конца, полегчало. Но это нужно сделать, и пока не выльется все, дальше работать не имеет смысла.
Дальше. Напишите письмо, в котором попросите у детей прощения. Можно каждому по отдельности – тем, перед кем особенно сильно ощущаете вину, можно всей группе разом. Выскажитесь, расскажите, как вы раскаиваетесь в том, что делали, и обязательно попросите прощения. Да, дети этого не прочитают, но это нужно для вас – и пишите, ничего не утаивая и не оставляя недосказанным.
Дальше. Подумайте, можете ли вы как-то исправить вред, причиненный детям? Что вы можете сделать для этого и возможно ли это вообще? Если да, обязательно сделайте это.
Дальше. Важно найти новую линию поведения. Вы знаете, что поступали неправильно. Понимаете ли вы сейчас, как нужно было действовать иначе? Есть ли уже у вас знание о том, как было бы правильно? Определите это для себя, сформулируйте ответ.
Если нет – где вы можете этот ответ получить? Поговорить с более опытными воспитателями и рассказать о проблеме, попросить научить, как справляться с трудными детьми. Попросить разрешения походить к ним на занятия и посмотреть, как они такие проблемы решают. Почитать нужную литературу по педагогике и психологии дошкольников. Посмотреть видео в интернете на эту тему. Написать в профессиональные сообщества воспитателей и попросить совета. Вариантов много, потому что с такой проблемой – не вы одна. Многие молодые воспитатели тоже с ней сталкиваются – и ведь где-то находят ответы на свои вопросы.
После того, как у вас будет более-менее четкое видение правильного поведения в подобной ситуации, скажите себе, что в следующий раз вы обязательно будете делать вот так, как надо, а не так, как раньше. Это и будет опыт, который вы вынесете из этой ошибки.
Да, конечно, цена такого опыта слишком велика – детские души. Но – ведь далеко не во всех вузах этому учат. Вы не одиноки с такой проблемой, многие учителя и воспитатели тоже с этим сталкиваются, так же теряются, как вы, и наступают на те же грабли, так же приобретают опыт. Увы, это наша система. Вы виноваты, да, но только отчасти.
Может случиться, что всех предложенных мною мер окажется недостаточно, и вы успели довести себя до полноценного невроза. В этих случаях может понадобиться помощь психолога на более длительной основе.