Чувствую вину перед своими родными, что живу лучше, чем они.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Валерия. Моя проблема заключается в том, что я чувствую вину перед своими родными. Я выросла не в самой обеспеченной семье, в маленьком городе, я, моя младшая сестра и мама с папой. Достаточно продолжительное время родители пили, в это же время я встретила своего мужа, и хотела уехать в другой город, но так, как я можно сказать воспитала свою сестру , как родную дочь, я не могла ее оставить с каждодневно пьющими родителями и через знакомых я устроила ее в кадетскую школу в другом городе, там было все, где жить и что есть . Родители окончательно забыли о том, что у них есть дети. Сестре сейчас 15. Лишить их родительских прав я уже не могу. Я переехала в другой город, нашла работу и все это время содержала свою сестру, платила за школу. Родители развелись, отец уехал в другой город к другой женщине, мать много лет не работала и осталась одна, сейчас не пьёт. Но сейчас все дошло до того, что мама найти работу не может, кушать ей не чего, уж не говорю про коммунальные платежи, сестра приезжает к ней на каникулы , а ее даже покормить нечем. Суть в том, что я чувствую угрызение совести, в том что живу лучше, чем они. Когда мне сестра звонит и говорит, что им кушать нечего , я сразу впадаю в уныние, слёзы и все в этом роде. Но я уже очень устала. Я не живу своей жизнью, я живу на две семьи, что и свою надо жизнь строить , чего я не могу, и позволить им голодать я тоже не могу. Постоянно скидываю деньги. Мать работу ищет, но не охотно, в маленьком городе ее вообще мало. Отец выбрал политику «нет денег», сколько бы раз я ему не звонила, что младшей нужны деньги он говорит что у него нет. Просто они привыкли, что все для младшей сестры делаю я, а я устала. Мне жизни нет! Я не могу так жить! Зная что им там плохо просто не могу не помочь! Никогда мыслей о суициде не было, а сейчас в голову лезет все. Но я знаю, что мной пользуются в каком-то плане, они не ставят в упрёк , что я должна, но с жалостным видом звонят. И я сразу понимаю, что у них там не все хорошо. Я бы уже давно все бросила, но одно меня связывает. Это сестра. Я думаю что если я ее брошу , то она станет вообще никому не нужна. А я не хочу чтобы так было. Я не знаю как жить дальше. Если у меня все будет хорошо, а у них не так все хорошо, то я наслаждаться своей жизнью не смогу. Если плохо им, значит и мне должно быть плохо, только когда им хорошо, я тоже могу выдохнуть. Поэтому через силу содержу и помогаю. Даю деньги на еду. Я не знаю как заставить мать шевелится и что-то делать. Как папе доказать, что есть дочь которую надо содержать ещё. Что я этого делать не должна . Я просто хочу испариться и никого не знать . И психологам и психотерапевтам ходила. Нигде не нашла помощи и если я ее не найду. Я что-то наверное с собой сделаю . Не знаю все ли я нормально написала, потому что рыдаю и пишу в порыве отчаяния.
Автор вопроса: Валерия Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Соловьева Анна Романовна.
Валерия, здравствуйте.
Ваша проблема называется созависимость – это тяжкое бремя ответственности за жизнь другого, которое становится приоритетнее, чем ответственность за собственную жизнь. Несомненно такое положение деструктивно. Парадокс в том, что вы миритесь с саморазрушением, как бы жертвуя собой во имя другого, а на самом деле становитесь соучастником всеобщего разрушения, обслуживая болезнь (химическую зависимость, несамостоятельность, инфантильность, безответственность) близкого человека. В попытках «вытянуть бегемота из болота», вы погружаетесь в его «болото». Только сам зависимый («бегемот») может оттолкнуться от дна и выйти, но он этого не сделает до тех пор пока его кто-то тянет, он просто не может почувствовать дно.
Это длительный процесс выздоровления. В первую очередь вашего собственного, что должно стать вашей главной задачей сейчас. Усвоенный механизм созависимого поведения будет настойчиво вести вас к привычному «болоту» раз за разом и с новыми участниками действа.
Я бы рекомендовала обратиться к программам выздоровления на базе 12-тишаговой системы – это сообщества ВДА (взрослые дети алкоголиков), CoDa (сообщества созависимых). С помощью их инструментов вы можете выстроить для себя стабильную систему поддержки и опоры во вне (посещение гупп, чаты, семинары, спикерские выступления, взаимодействие со «спонсором»), которая начнет формировать и укреплять внутреннюю опору. Они существуют на безвозмездной основе, что немаловажно.
Если говорить о возможных сценариях развития вашей реальности, то, конечно, хорошо, что у вашей сестры есть вы, но у вас такой сестры не было и вам пришлось выжить, стать сильной, да еще и взять ответственность за жизнь младшего члена семьи. И вы справились с этой задачей. Кто из вас жизнеспособней по итогу? Кто выживет сам, а кто не справляется? Вы уже сделали очень многое: достигли собственной самостоятельности, территориального разделения с источником разрушения, а также добились максимально возможного уровня обособленности для своей сестры. Несмотря на все эти усилия и результаты, вы все еще зависите от тех же людей и обстоятельств, от которых убегали. Тем, что финансируете пребывание сестры у матери на каникулах, вы питаете иллюзию о наличии у нее родителя, и обслуживаете родительскую несостоятельность, бездействие и пассивную позицию матери. Устроив сестру в кадетскую школы, вы, пожалуй, сделали максимально возможное, подключив социум к удовлетворению базовых потребностей (физиологических и безопасности) ребенка, а также дали сестре возможность выбора и альтернатив (чего не было у вас!): возвращаться ли к родителям, возлагать ли на них надежды, чего ожидать, на что рассчитывать. Перестаньте преукрашивать для нее реальность, вы не в силах изменить родителей, вы сделали то, что в ваших силах. Дайте и сестре шанс сделать свои выводы и принять решения, основанные на реальной данности, какой бы болезненной она не была. Ей все равно придется пройти свой путь и столкнуться с негативными переживаниями и только в них она сможет понять на что способна сама и как важны те или иные цели. Оттягивая момент, вы сужаете ей альтернативы. В 15 уже возможны варианты подработки, а также есть социальные программы помощи семьям в трудной жизненной ситуации (бесплатное пребывание в лагере на каникулах/ или лучше вы оплатите льготное пребывание). Не будем забывать и о шансах вашей матери, по выходу из употребления, приложить усилия на компенсацию ущерба принесенного детям, на «работу над ошибками» и на обретение чувства самоуважения в итоге.
Обсудите с сестрой в чем она может рассчитывать на вашу помощь и какие у этой помощи есть границы по размеру, содержанию, времени и т.п. Сформулируйте их очень четко и придерживайтесь установленных правил. Исключения из правил допускаются действительно в исключительных (относительно вашей семьи, а не нормы) случаях, по вашему решению и также с введением ваших ограничений.
Все это вы можете проработать самостоятельно, а также используя ресурсы 12-тишаговых сообществ или индивидуальной психотерапии со специализирующемся на работе с созависимым поведением специалистом.
Помните вы не можете отвечать за предыдущие поколения, вашей вины за поступки родителей нет! Есть только «здесь и сейчас»! Что в этом моменте подвластно вам? И что вы можете сделать сначала для себя? Только позаботившись о себе, вы можете позаботиться о другом. Только научившись брать ответственность за свою жизнь, вы сможете научить этому другого.
Удачи Вам!
С уважением, Анна Соловьева.