Испытываю чувство вины перед людьми, которые погибли во время Великой Отечественной войны.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Может быть я ошибаюсь, но мне кажется, что моя проблема встречается редко среди тех, кто обращается за помощью к психологам. А возможно, и вообще не встречается. Моя тягота не касается лично меня, моей ситуации, она другая. В общем, я постоянно, каждый день думаю о Великой Отечественной войне и чем больше думаю, тем больше меня раздирает боль, ненависть и невозможность принять тот факт, что она БЫЛА! Принять то, что наши прекрасные люди вынесли такое горе на своих плечах, принять то, как они физически вынесли АД в фашистских лагерях. И меня мучает вина, что они все это испытали, все это прошли, а мы, вот так просто живем и даже не осознаем до конца их великий подвиг! Меня душит бессильная злоба на этих нелюдей- фашистов и особенно меня убивает тот факт, что многие из этих людей еще живы! И далеко не все они понесли наказания за зверства ( в той же Германии есть ДАЖЕ ветераны СС, которые спокойно живут, едят, получают немалую пенсию и все у них нормально). Когда я об этом думаю, то начинаю мечтать о том, с каким наслаждением я бы смотрела на их адские муки! Я хотела бы, чтобы всех этих вздернули на веревке при людно или расстреляли! А я бы в этот момент тыкали им в рожи фотографии тех несчастных, ими же замученных людей. Я испытываю дикое наслаждение, представляя, как мучается фашист, понимая, что скоро ему отвечать за все там- на страшном суде и что от вечных мучений он никуда не сбежит! От этой мысли я становлюсь счастливой!!! Я хочу дико смеяться им в проклятые лица, зная, что скоро там, они получат свое!!Но сколько боли я испытываю, думая о наших людях, о деточках, о бабушках и дедушках, о солдатах, что претерпели муки того ада. Меня разрывает бессильная злоба за то, что они должны были пройти через это и никто их не спас. Я думаю об этом постоянно, каждый день, особенно перед сном. Я не знаю, правильно ли это,- что мне нет покоя от этих мыслей? Может быть я и должна страдать, чтобы хоть таким образом оплатить свой долг перед нашими Великими Предками? Нужно ли лелеять это чувство вины перед ними? Если это не так, то как мне побороть (и нужно ли) дикое желание мстить, видеть их мучения?
Автор вопроса: Валентина Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Мололкина Светлана Владимировна.
Здравствуйте Валентина. Судя по вашему возрасту, участниками ВОВ были скорее Ваши прадеды и прабабушки.
Вы задали интересный вопрос: "Может быть я и должна страдать, чтобы хоть таким образом оплатить свой долг перед нашими Великими Предками?" Ответить на него можно лишь в том случае, когда знаешь историю Рода, но в письме об этом ничего нет. Если в вашей семье Вы в детстве часто слушали рассказы старших о всех ужасах войны, о том как пострадали (погибли) от войны и военных действий Ваши родственники, возможно, вы впитали в себя эти чувства как говориться " с молоком матери". В России наверное нет семей,которых бы не коснулась война. Но смотрите, какое дело. Когда детям рассказывают об ужасах войны, но при этом акцентируют внимание на том, что "несмотря ни на что, мы все преодолели и выстояли, детей подняли и страну из руин подняли" - то у ребенка вместе с патриотизмом будет развиваться чувство гордости за своих родственников, ведь они победители. И тогда не нужно никого проклинать, семья негласно передает последующим поколениям установку "мы сильные, мы выдержали и победили". Но если в годы войны чей-то Род был сломлен морально и не смог оправиться от горя даже спустя десятилетия, то эта семья будет транслировать в мир "Будьте вы прокляты" и т.д. , и семейная история дойдет до правнуков в интерпретации "война - это огромное человеческое горе, после нее остается только выжженная земля, наша жизнь была разрушена войной, кто нам морально возместит наши потери?" И праправнуки будут чувствовать что они "должны" - хорошей учебой, любовью к родине, уважением к старшим как-то "возместить" потери Рода. Ключевое слово в этой истории - ДОЛЖНЫ. Я нисколько не умаляю всех тягот войны, но знаю истории, когда ветераны рассказывали с позиции " вся молодость пришлась на годы войны, жили в оккупации, или в партизанском отряде, но все равно радовались весне, первым цветам, влюблялись, т.к. знали - второй жизни и молодости у нас не будет". Я уверена, что люди с такой жизненной позицией не стали бы требовать отдать "долг" за их страдания с государства и правнуков тем более. Они взяли ответственность за свою жизнь на себя, так же пахали в две смены, восстанавливали страну, но не провалились в жалость к себе и по Роду не передали культ "жалости" и "жертвы". Не дали, что их "спасут" - верили, что победа будет за нами (а это разные вещи), понимаете?
Поэтому, Валентина, гораздо экологичнее испытывать чувство благодарности к прадедам за их подвиг и гордость, чем вину за их страдания.
Кстати, когда женщина рожает ребенка, она тоже испытывает страдания и боль во время родов, но муж и близкие люди обычно испытывают именно благодарность к женщине за сына, внука и т.д., но не вину за ее страдания (ей сочувствуют, понимая, что роды это тяжело и больно - но вины нет).
А теперь по поводу мести - у нас нет функции Бога, чтобы карать или миловать (это с позиции верующих), а еще есть пословицы: "не суди да не судим будешь", "кто без греха, пусть кинет камень". Зверствам фашистов нет оправдания, но большинство было приговорено к смертной казни с 1945 по 1970 годы, а те, кто уцелел и дожил до глубокой старости - кто знает, за счет чего? Обычно с муками совести долго не проживешь - онкология, суицид и т.д. Возможно, они как-то искупили грехи? Или у них вообще нет ни души, ни совести - и они давно ходячие трупы, жалкая оболочка. Каждому свое.
Поэтому, Валентина, отпустите чувства мести, ненависти - освободите вместо них в душе место для благодарности и светлой памяти своим прадедам. Если из Вашего Рода остался в живых кто-то из детей войны, даже если это дальние родственники, навестите их, попейте чаю, поговорите по душам и полистайте старые альбомы. Обязательно вспомните всех родственников, скажите о каждом теплые слова (помяните мысленно). Возможно, вам удастся услышать какую-то новую семейную историю, по другому взглянуть на вещи, именно с позиции благодарности гордости и прощения. Если очевидцев войны не осталось, напишите сами историю своего Рода из обрывков воспоминаний и рассказов близких, что бы между строк, как говориться, звучала не жертвенность, вина, долженствование, а гордость и благодарность Роду, за то, что выстояли, что родились ваши родители, что Вы появились на свет благодаря им. Я думаю, когда Вы напишите эту историю, через Вас вся сила и любовь Рода прольется на следующие поколения, как говорят в народе, до седьмого колена.
Добра Вам, Валентина, счастья, мудрости и мирного неба нам всем.