Внезапно возникшее чувство вины и стыда за интимный опыт в молодости.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Сидим с женой на карантине, гуляем периодически 3-4 раза в неделю. У нас обоих есть работа. Я работаю из дома, работой доволен. В отношениях проблем нет. Психологических проблем раньше не испытывал.
Примерно три недели назад возникло чувство беспокойства и странное чувство вины за свое прошлое, особенно стал чувствовать стыд за ласки в пубертатном возрасте (13-18 лет). В возрасте 13-14 лет был интимный опыт, когда ласкали себя в компании с другом во время просмотра видеокассеты или журналов для взрослых. Сам занимался самоудовлетворением, конечно, по-разному, даже в гимнастических позах, т.к. был довольно гибкий в юности, но без каких-либо извращений.
Сам я натурал, однополых контактов и отношений никогда не было, а так же какого-либо интереса к однополой теме. Всегда привлекали только женщины. Со своей женой в постели проблем не было никогда.
Раньше меня это никогда не беспокоило. Стрессов и конфликтов у меня не было, просто как-то началось само собой. Поговорил об этом с женой, она сказала, что это абсолютно нормально, что я не должен беспокоиться по этому поводу и забивать голову всякой ерундой - стало значительно легче. От ласк себя все же решил полностью отказаться (до этого практиковал 1-2 раза в неделю, в зависимости от нашей общей загруженности), ощущаю себя лучше, но чувство беспокойства и стыда все еще не покидает.
Хочу узнать почему это началось, как избавиться от этого и жить спокойно дальше.
Автор вопроса: Артем Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Плескач Богдан Вадимович.
Уважаемый Артем!
Считаю, что внутренние препятствия, которые сдерживают людей обсуждать со специалистом деликатные моменты в их жизни – создает очень много проблем, тормозят позитивные изменения, и мешают здоровью. По этому, хорошо, что Вы решились об этом говорить и поверьте что Ваши проблемы понятны другим людям.
Хочу, что бы Вы отметили позитивное отношение и добрую волю со стороны жены направленные на то, что бы помочь Вам. Она приняла то что Вы рассказали, поддержала Вас, проявила здравий смысл, а не стереотипное предвзятое отношение к этому вопросу.
Хочу сказать, что есть очень тонкие грани в отношениях (как у канатоходцев равновесие нужно удерживать) когда мы: 1) можем самостоятельно решить проблему или нужна помощь близкого, любимого человека 2) испытываем облегчение обсуждая проблему – вызываем тревогу от новой информации в сознании партнера. То есть, кажется правильным и себя не перегружать избытком проблем и избежать злоупотреблением близким человеком. И разумеется партнер тоже может рассчитывать на Вашу помощь и понимание.
Возвращаясь к Вашему вопросу.
1. Почему все это началось? Этот вопрос можно понять – почему все это началась в 13-14 лет? В странах СНГ осталось очень противоречивое отношение к сексу, эта сфера жизни всячески умалчивалась. Родители не говорили детям о сексе, часто никак не облегчали (не могли помочь) им жизнь на протяжении полового созревания, не вводили в курс дела. Все пускалось на самотек, замалчивалось, считалось постыдным, скрывалось, замалчивалось.
Посмотрите фильм «Американский пирог», 1999 года (реж. Пол и Крис Вайтц) в нем, как для меня, показано какая была бы идеальная модель родительского сопровождения полового созревания.
У мальчиков, после начала полового созревания, половые клетки (сперматозоиды) постоянно образовываются (созревают) и куда-то должны деваться. Когда я учился, преподаватель сексологии, убедительно всем объяснял, что у мужчины (в определенном для него ритме, сексуальная конституция) должна происходить разрядка – секс, мастурбация, поллюция. Иначе, это чревато проблемами со здоровьем. Любопытно, что период когда половая система имеет избыток половых клеток – называется сперма-токсикозом. Посмотрел литературу 90% мальчиков мастурбирует к 16 годам и это норма. В некоторых состояниях – например, ситуация хронического физического и эмоционального перенапряжения (стресс) – развитие половых клеток может замедлятся, а качество сильно страдать.
Мальчик сталкивается с тем, что у него появляются сексуальные потребности и желания, а что с этим делать и нормально ли вообще это он не знает.
Так вот, из-за малого знания о том, нормально ли сексуальные потребности (поллюции, мастурбация) и из-за общественной морали (что это что-то постыдное) в подростковом и юношеском возрасте все что связано с сексуальностью вызывает много напряжения и тревоги. Потом, спустя какое-то время, когда человек начинает делать оценку тому, что было вся эта тревога – может обернутся против него самого.
Рассмотрим пример. Мальчики обсуждают то, о чем им не говорили родители и что всеми избегается. Приходят к мнению что сексуальность не только личная проблема. Пытаются понять, что к чему (раньше эта тема полностью избегалась и не обсуждалось и не было понятно что классическое а что нетрадиционное).
Вы поняли, что Вам нужна партнерша и Вы женились. То есть в процессе приобретения сексуального опыта Вы нашли то, что Вам нужно. Так как советов никто не давал, тема скрывалась, а выход из проблемы нужно было искать – он искался методом проб и ошибок. Похоже, что такой способ решения «полового вопроса» был единственный в такой ситуации.
Так вот, после того как появляется информация что какие-то проявления сексуальности не правильные вся тревога и сомнения направляются на то, что считалось неправильным и это табуируется и из-за сильной тревоги запоминается. В фильме Американский пирог такими моментами может, например, считаться секс с яблочным пирогом, или преждевременное семя-извержение во время онлайн-трансляции первого секса. Все что может вызвать осуждение и т.д.
2. Почему все это началось, во время карантина?
А) Вы выходите на улицу 3 – 4 раза в неделю. На улице Вы поглощены во внешний мир, в его образы, звуки, запахи, общение, эмоции. Всего этого нет и Вы стали смотреть больше во внутренний мир. И все проблемы которые были стают немного ближе – внешние впечатления не отвлекают от них.
Б) Как правило, что-то напоминает прошлое, и это актуализирует воспоминания. Из-за тревоги воспоминания свежие (скорее всего это психотравмирующие воспоминания). Возможно, это какой-то фильм. Возможно это какие-то аспекты в сексе. Возможно это какие-то новости по телевиденью и т.д.
В) Осень. Осенью и весной фиксируется наибольшая частота эмоциональных расстройств. Возможно, у Вас слегка пониженное настроение – это усиливает в Вас критику.
3. Как избавится от этого? Благотворным будет продолжить работу с психологом. Еще советую читать книгу Э. Фромм «Искусство любви».
Надеюсь, что смог Вам помочь.
С уважением, Плескач Богдан.