Я в процессе развода с мужем алкоголиком. Как перестать себя обвинять?

Вопрос психологу:
Добрый день! Мы в процессе развода с мужем. Все очень долго шло к этому, появилось очень много претензий, обид, неуважения: он мог уйти пьянствовать на сутки, хотя я его спокойно отпускала на встречи с друзьями, но он почему-то уходил в загулы; он не может остановиться на одной бутылке вина, ему обязательно нужно "продолжение банкета", он не встречал меня на вокзале с тяжёлыми сумками потому, что просто был пьян. И самое обидное, что это бывает не часто, но каждый такой поступок очень травмирует; он не пьет каждый день. Но и "стопа" у него нет, к сожалению. Если мы сидим с друзьями, всё хорошо, весело, смеемся, шутим; потом он, под предлогом, что хочет проводить ребят, идёт дальше пить и приходит в 3 утра. А самое главное, он сказал, что меня не любит и нам надо разводиться. Хотя неделю назад говорил, что любит. Я очень сейчас себя обвиняю в том, что не закончила раньше эти отношения, т. к. "звоночки" были-хотя мужа уже не так любила, как раньше-он все убил своими поступками, много обиды на него, которая уже накопилась и не уходит. А не заканчивала я эти отношения потому, что боялась новой жизни, ответственности. Как сейчас перестать корить себя и как со всем этим быть.
Автор вопроса: Олеся Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Хиневич Елена Владимировна.
Добрый день, Оксана! Развод – это всегда неприятно и страшно, даже если отношения с супругом уже перестали быть гармоничными и удовлетворительными. Начать новую жизнь и перечеркнуть все что было раньше это не просто и не каждый способен решиться на такой шаг. Вы большая молодец, что все же решились отпустить то, что тянуло Вас вниз и приносило Вам душевный дискомфорт. Я прекрасно понимаю то, что Вы испытываете в настоящий момент, поскольку сама пережила развод и на собственном опыте знаю каково это. Но жалеть о том, что не сделали этого раньше - бессмысленно. Во-первых, время уже не повернётся вспять, и Вы не сможете изменить прошлое, а во-вторых все в нашей жизни приходит именно в тот момент, когда мы к этому по-настоящему готовы. Поэтому копаться в прошлом – это забирать у себя внутренние ресурсы, которые Вам сейчас очень необходимы.
Для начала Вам нужно избавиться от груза обид: это то, что будет постоянно возвращать Вас в прошлое и мешать жить новой полноценной жизнью. Постарайтесь простить своего супруга. Да, поначалу это будет непросто, но это необходимо сделать. Проанализируйте Вашу семейную жизнь, наверняка в ней были и приятные моменты. Вы выходили замуж за любимого мужчину, но, на определенном этапе жизни, Ваши пути разошлись. Да, так бывает, но Вам нужно понять, что это лишь часть Вашей жизни, ее определенный этап, который нужно пройти. Ваш супруг ведет себя подобным образом не для того, чтобы причинить Вам боль, а потому, что на данном этапе жизни Ему так комфортно. Безусловно, это не лучший способ проживания жизни, но каждый человек имеет право на выбор. Оставьте его с его выбором и идите дальше.
Сейчас Вам очень важно возродить себя заново. Сконцентрируйтесь на своих желаниях. Подумайте, какой жизни в будущем Вы для себя хотите, какие люди будут Вас в ней окружать, чем Вы будете заниматься, как будете проводить свой досуг, постарайтесь затронуть все стороны Вашей жизни. В этом плане хорошо подходит техника создания коллажа: возьмите старые журналы, ватман, ножницы, клей и карандаши и создайте свою Новую Жизнь. Сначала на бумаге, а вслед за ней и в Реальности. Разместите то, что у Вас получится на видном месте, как своего рода цель, к которой Вы будете стремиться.
Сейчас Вам на пользу пойдет разговор по душам с человеком, который сможет Вас спокойно выслушать и разделить вместе с Вами ваши переживания. Если вдруг такого человека нет в Вашем окружении, то Вы можете обратиться за помощью к психологу. Отвлекайте себя от угнетающих мыслей, не оставайтесь наедине с ними, встречайтесь с друзьями, заводите новые знакомства, займитесь любимым делом, запишитесь в спортзал, одним словом, делайте то, что приносит Вам удовольствие и позволяет отвлечься.
У Вас одна жизнь и даже если сейчас Вам кажется, что она идет не так, как Вам хотелось бы, помните, что у Вас уже есть все, что позволит Вам сделать её такой какой Вы хотите. Просто для этого необходимо Ваше искреннее желание, стремление и способность взять на себя ответственность. Научитесь отпускать обиды, сожаления и токсичных людей из своей жизни. Живите для себя, радуйте себя и хвалите за то, что Вы смогли сделать первый шаг на пути к своему новому счастью. И очень скоро Вы увидите, как жизнь заиграет новыми красками.
У Всех людей наступают переломные моменты в жизни, но как показывает практика все происходит к лучшему.
С уважением, Елена Хиневич.